Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Новая педагогика » Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Страница 19

Основная задача педвуза сегодня – подготовка выпускника, не только хорошо владеющего специальным предметом, который будет преподавать в школе, но и владеющего тем, что можно назвать практической педагогикой, т.е. педагогикой как искусством обучения и воспитания, как конкретной технологией педагогической деятельности.

При этом необходимо на практике реализовать идею системного подхода к профессионально – педагогической подготовке будущего специалиста, учитывая все изменения, происходящие в обществе, и тенденции его дальнейшего развития. Мы имеем в виду в первую очередь демократизацию, гуманизацию, гуманитаризацию (как средства гуманизации), усиление индивидуально – творчески и личностного подхода к формированию учителя – предметника. Интеграция системного, индивидуального, творчески гуманитарно-личностного, личностно-деятельностного, культурологического и т.д. подходов к профессионально – педагогической подготовке учителя есть необходимое условие данной работы на ближайшее время. Целостный характер подготовки специалиста обеспечивается сложным взаимосвязанным на интегративной основе комплексом обществоведческой и специальной подготовки по предмету, психолого-педагогической подготовки учителя каждый блок этой сложной разнопрофильной системы представляет относительно самостоятельную подструктуру (или подсистему) как часть целого. Как показывает опыт, процесс подготовки учителя в его многообразных аспектах до сих пор не стал предметом комплексного исследования, объектом системного подхода к нему как к целостному явлению. Это привело к функционализму во всей учебно-воспитательной работе педагогических вузов, в частности в психолого-педагогической подготовке, о чем свидетельствует построение учебных программ и учебников по педагогике и несогласованность в преподавании дидактики, теории воспитания, а также в методике преподавания предмета, спецкурсов и спецсеминаров.

Одна из причин низкой результативности учебного процесса – дробление дисциплин педагогического цикла и их изучение по линейному принципу. Не соблюдается принцип межпредметных связей, связи теории и практики обучения. Анализ динамики формирования учебных планов дает возможность зафиксировать общее явление: усиление значимости тех или иных дисциплин за счет увеличения временных параметров (механическое увеличение часов или введение новых предметов) дало весьма незначительный эффект. Слабо связанные друг с другом и лишенные системных связей разнообразные виды деятельности не давали целостного представления о профессионально – педагогической подготовке будущего учителя. Значение межпредметных связей особенно усилилось с тенденцией к интеграции науки и практики, с возникновением интегрированных профессий. Это требует от человека овладения общенаучными, общетехническими и специальными знаниями и их комплексного применения на практике. В связи с этим значительно усилилась практическая и политехническая направленность знаний, возрастает возможность использования опорных знаний.

Интеграция межпредметных связей предполагает нацеленность подготовки студентов не только на комплексное применение знаний, но и на сформированность умений сравнивать их, обобщать и конкретизировать, анализировать, устанавливать причинно–следственные отношения. Интеграцию обществоведческой, психолого–педагогической и специальной подготовки можно отразить как взаимосвязь всех элементов педагогического процесса (цель, содержание, формы, методы, условия, результат), направленных на формирование готовности будущего учителя к профессионально–педагогической деятельности.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Другое о образовании:

Особенности общения дошкольников со сверстниками
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстни ...

Особенности формирования мотивации учения младших школьников
С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться. В первые месяцы и даже г ...

Методика работы по формированию фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru