Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Новая педагогика » Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Страница 16

На современном этапе развития образовательных систем идея интеграции – не просто идея или методический прием. Это методологический принцип, своего рода краеугольный камень Образования и Просвещения XXI в.-пишут ведущие исследователи: З. Гельман, М. Розов, Д. Казаринова, Г. Карпова, Л. Кураков, О. Мартыненко, Н. Жукова, Т. Милославский и другие. На развитие педагогической идеи процесса интеграции существенно влияет прогресс научного познания. Интеграция – есть процесс сближения и связи наук, представляющий собой высокую форму воплощения междисциплинарного синтеза. Великий дидактик Ян Амос Коменский подчеркивал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». У Джона Локка идея сопряжена с определением содержания образования, в котором один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. Иоганн Песталоцци на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. Он отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого.

В современном мире налицо тенденция развития и восприятия новых идей не на традиционных дисциплинарно – предметных платформах физики, химии, литературы, права, этики и т.д., а на стыке этих платформ. Выработка понимания гармонии мира – сверхзадача процесса обучения. И хотя на протяжении истории человечества эта сверхзадача не всегда представлялась достаточно отчетливой, думается, что данным целям лучше всего служит исторический подход, который в содержательном плане может представлять и психолого-эмоциональную направленность.

Развитие науки потеряет всякий смысл, если ее отдельные области будут отделены друг от друга непроницаемой мембраной и если не будет специального знания, призванного осмысливать науку в целом.

Именно философия образования в системе знания служит той метанаукой, объединяющую функцию которой можно определить как «мост над наукой». На современном этапе развития общества наиболее перспективны и логичны образовательные системы на исторической основе. В генезисе ключевых понятий педагогики в историко-культурном контексте тип культуры однозначно детерминирует не только определенный тип личности, но и пути ее формирования. Следует подчеркнуть, что научная литература не располагает сведениями о дидактической сущности или методико-содержательных рекомендациях по курсам стыковых гуманитарно-естественных дисциплин либо интегративным комплексам историко-научного, историко–естественно–научного, историко–культурного знания. Как и литература, также и история принимает на себя интегрирующую функцию и дает наиболее комплексное понимание культурного наследия человечества.

Интеграция образования – проблема, к решению которой мировое сообщество только приступает. Она многоаспектна и требует поэтапного решения. Так определяют современное состояние науки основоположники синергетического подхода Г. Хакен, Г. Ушамирская, Д. Чернавский. Выдающийся реформатор образования Дж. Дьюи провозгласил ребенка Солнцем, центром педагогической Вселенной, выдвинул новый принцип построения учебных программ: «От ребенка – к миру и от мира к ребенку». Вместо прежнего предметоцентризма он предлагал комплексные темы круги, концентрически расширяющиеся по мере взросления ребенка: семья-школа-район-город-страна-человечество-Вселенная.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Другое о образовании:

Основные периоды и этапы становления методики преподавания математики в России
Ряд исследователей, таких как Ю.М. Колягин, Т.С. Полякова, О.А. Саввина, О.В. Тарасова, Р.С. Черкасов, в своих работах предлагают разные подходы к периодизации развития математического образования. В научных работах И.К. Андронова и Р.С. Черкасова предприняты попытки определить не только периодизац ...

Университетское образование Австралии
По окончании средней школы в Австралии имеется возможность получить университетское или профессиональное образование, которое за последние 15 лет претерпело значительные изменения. Имеется 35 государственных университетов (из них некоторые были преобразованы в университеты только в конце 1980-х год ...

Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н. э
Как говорилось выше, в древней Греции до 7 лет существовало домашнее воспитание под руководством главы семейства. Затем детям свободных афинян предстояло пройти несколько школьных этапов. Следует отметить, что образование в Древней Греции получали только мальчики. Девочки же воспитывались до замуже ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru