В третьей главе диссертации – «Детерминированный характер интеграционных процессов в системе образования» – определяются предпосылки и возможности интеграции.
Образование выполняет две основные функции: развитие личности в широком смысле слова и подготовку квалифицированных специалистов. Своеобразие задач перехода к рынку вызывает необходимость в определении места экономики образования в решении современных проблем. На современном этапе развития общественных отношений она может быть рассмотрена, как межпредметная интеграция с педагогикой, т.е. взаимосвязь образования с социально–экономическим развитием страны; экономическое образование – как необходимый компонент культурного развития личности: экономический механизм стимулирования качества образовательной деятельности; анализ и прогнозирование потребностей в системе образования; выявление и распространение опыта хозрасчета в деятельности учебных заведений.
Таким образом, внедрение реформ в сферу образования связано с созданием экономических условий. Этим объясняется интерес развития университетского образования к экономике образования, ее практическим возможностям, результатам, разработанности, исследовательским средствам и методам. Эффективный путь быстрейшей разработки экономических вопросов образования состоит в координации усилий общественных наук: философии, социологии, педагогики, психологии, экономики. Именно такой интегративный подход соответствует многоплановой сущности проблем.
За рубежом были выработаны интегративные курсы по обязательным дисциплинам. Кроме того, появилось множество углубленных курсов по выбору (элективных). К концу 90-х годов в американских вузах их насчитывалось не менее 700. К середине 2000-х их процентное соотношение увеличилось почти в пять и более раз.
Как известно, зарубежная школа была реформирована на принципах «пяти новых базисов». Вводилось обязательное обучение по пяти направлениям: английский язык и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютерная техника. Каждый курс основывался на интегративном преподавании предметов, которое в свою очередь дробилось на несколько компонентов – по типу и уровню междисциплинарного синтеза.
Одновременно произошло насыщение элективными курсами и интегративными предметами. Линия на ограничение обязательной учебной программы и усиление отдельных дисциплин позволяет основательное освоение учебного материала, снижение нагрузки на обучаемых. Этому в значительной мере способствуют «интеграционные» специальные курсы. Типичным примером их служит обязательная программа естественнонаучного образования. По этой программе на модульной основе изучаются элементы физики, химии, биологии, иногда – астрономии, минералогии, экологии, эковалеологии, физиологии и пр. Продолжительность модулей-программ различна: от шести до двух лет.
На принципах интеграции появляются новые курсы и реактивные новые модули. Так, в некоторых учебных заведениях вводятся предметы естественнонаучного и гуманитарного циклов, которые преподаются в комплексе: «Экономические дисциплины», «Экспериментальные дисциплины», «Экономические гуманитарные предметы».
Другое о образовании:
Формирование фонетико фонематической стороны речи, у дошкольников с детским
церебральным параличом
Анализ констатирующего эксперимента показал нам, что у детей с детским церебральным параличом наблюдаются разные по сложности нарушения фонетико – фонематических процессов: 1 – я группа: К. Кирилл, Ильяс – низкий уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи. 2 – я группа: П. Крис ...
Формирование экологических
представлений об объектах и явлениях природы
Игры с предметами Игра «Когда это бывает?» Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях. Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают так ...
Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями
Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, сред ...