Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Новая педагогика » Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Страница 24

В третьей главе диссертации – «Детерминированный характер интеграционных процессов в системе образования» – определяются предпосылки и возможности интеграции.

Образование выполняет две основные функции: развитие личности в широком смысле слова и подготовку квалифицированных специалистов. Своеобразие задач перехода к рынку вызывает необходимость в определении места экономики образования в решении современных проблем. На современном этапе развития общественных отношений она может быть рассмотрена, как межпредметная интеграция с педагогикой, т.е. взаимосвязь образования с социально–экономическим развитием страны; экономическое образование – как необходимый компонент культурного развития личности: экономический механизм стимулирования качества образовательной деятельности; анализ и прогнозирование потребностей в системе образования; выявление и распространение опыта хозрасчета в деятельности учебных заведений.

Таким образом, внедрение реформ в сферу образования связано с созданием экономических условий. Этим объясняется интерес развития университетского образования к экономике образования, ее практическим возможностям, результатам, разработанности, исследовательским средствам и методам. Эффективный путь быстрейшей разработки экономических вопросов образования состоит в координации усилий общественных наук: философии, социологии, педагогики, психологии, экономики. Именно такой интегративный подход соответствует многоплановой сущности проблем.

За рубежом были выработаны интегративные курсы по обязательным дисциплинам. Кроме того, появилось множество углубленных курсов по выбору (элективных). К концу 90-х годов в американских вузах их насчитывалось не менее 700. К середине 2000-х их процентное соотношение увеличилось почти в пять и более раз.

Как известно, зарубежная школа была реформирована на принципах «пяти новых базисов». Вводилось обязательное обучение по пяти направлениям: английский язык и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютерная техника. Каждый курс основывался на интегративном преподавании предметов, которое в свою очередь дробилось на несколько компонентов – по типу и уровню междисциплинарного синтеза.

Одновременно произошло насыщение элективными курсами и интегративными предметами. Линия на ограничение обязательной учебной программы и усиление отдельных дисциплин позволяет основательное освоение учебного материала, снижение нагрузки на обучаемых. Этому в значительной мере способствуют «интеграционные» специальные курсы. Типичным примером их служит обязательная программа естественнонаучного образования. По этой программе на модульной основе изучаются элементы физики, химии, биологии, иногда – астрономии, минералогии, экологии, эковалеологии, физиологии и пр. Продолжительность модулей-программ различна: от шести до двух лет.

На принципах интеграции появляются новые курсы и реактивные новые модули. Так, в некоторых учебных заведениях вводятся предметы естественнонаучного и гуманитарного циклов, которые преподаются в комплексе: «Экономические дисциплины», «Экспериментальные дисциплины», «Экономические гуманитарные предметы».

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Другое о образовании:

Психолого-педагогическая и физиологическая характеристика младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья
В отечественной и зарубежной возрастной психологии существует множество классификаций относительно основных периодов детства. В основу периодизаций положены различные критерии и, следовательно, границы возрастных периодов значительно варьируются. Однако, в отечественной науке принято выделять следу ...

Психологические особенности детей 10 – 12 лет
Средний школьный возраст (от 10-11-15 лет) (отрочество, подростковый возраст) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V-IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Самый трудный и сложный из всех д ...

Приёмы формирования фонетико- фонематической стороны речи
В своей работе мы использовали следующие приемы логопедической работы: Массаж. - Дифференцированный логопедический массаж (для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата). Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мыш ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru