Психологическое консультирование акцентуированных подростков с проблемой переживания одиночества

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Психологическое консультирование акцентуированных подростков с проблемой переживания одиночества

Страница 1

Современная ситуация в обществе приводит к повышению напряженности в социальных отношениях и способствуют социальной разобщенности людей. В этих условиях поиск путей конструктивного решения проблем одиночества приобретает особую актуальность. В наибольшей мере изменения, происходящие в обществе, затрагивают пожилых людей и подростков как наименее социально защищенные группы. Исследователи подросткового возраста (И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.) отмечают, что особенно трудно приходится подросткам, находящимся в ситуации перехода от детства к взрослости, в ситуации становления и развития. Переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития, поэтому необходима своевременная психологическая помощь.

У оценивавшего собственное состояние одиночества имеется та внутренняя субъективная информация о расхождении в качестве имеющегося и желаемого уровней связей (эмоциональных, когнитивных, психосоциальных и др.), которая и вызывает у личности именно оценку актуальности переживания одиночества. Многочисленные исследователи говорят о том, что одиночество - это тя­желое эмоциональное переживание, овладевающее чувствами, мыслями, по­ступками личности. Исходя из положения о том, что одиночество есть состояние, испытываемое человеком в результате осознания им недостатка отношений различных уровней, оценка эмоционального фона возможна лишь в спектре отрицательных эмоций (тос­ка, страх, ощущение покинутости, ненужности и др.), а высказывание челове­ка "Я одинок" может быть воспринято как информация о неблагополучии: "Мне плохо, тяжело, горестно ." Депривация потребностей личности, характеризующейся ситуацией внешне­го отчуждения, которая приводит к внутренней отчужденности (как специфичес­кой защитной реакции) и чувству одиночества, может быть вызвана неудовлетворенностью потребностей на трех уровнях: эмоциональном, ког­нитивном и психосоциальном. Эмоциональная депривация может быть рассмотрена как недостаточная возможность для установления интимных эмоциональных отношений с каким-либо лицом или разрыв подобных эмоциональных связей, если таковые уже были созданы: эмоциональная холодность родителей, отвержение со стороны сверстников, потеря друга и т.д. Депривация когнитивная определяется как результат изменчивости, хаотичности структуры внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне: социально-политическая нестабильность общества, неустойчивость родительских требований, резкая смена приоритетных установок во взаимоотношениях со сверстниками и т.д. Депривация социальная возникает как результат ограничений возможностей для усвоения автономной социальной роли: зависимость от семьи и школы, проблема удовлетворения профессиональных притязаний и т.д.

Анализируя одиночество в подростковом возрасте, следует выявить его причины, вследствие чего именно подростковый возраст является наиболее благоприятным для его развития. Прежде всего физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, которые не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика.

Развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации “Я-концепции”, в частности, к способности различать реальные и гипотетические возможности. Важной причиной являются предвзятые требования, исходящие от социальной среды – родителей, учителей, сверстников, которые могут оказаться взаимно противоречивыми.

Причиной может быть осознание себя как уникальной, неповторимой, ни на кого не похожей личности. Переживание уникальности может приводить мысли о том, что никто в принципе не может понять другого человека, в силу чего все "обречены" на одиночество. Спровоцировать состояние одиночества может отсутствие достаточного количества межличностных контактов со сверстниками. Как известно, подростковый возраст - период становления навыков общения, познания других и самих себя. Самым притягательным для подростков является общество сверстников. Взрослые слишком сложны и в силу недоступны. Только в обществе сверстников подросток может самоутвердиться, побороться за "свое место под солнцем", научиться взаимодействовать в неформальной группе сверстников, почувствовать поддержку друзей, поддержать кого-то и т.п. Подростки, лишенные общения в референтных группах, как правило, испытывают чувство одиночества. Привести к обострению одиночества в подростковом возрасте, — экзистенциальный подростковый кризис"смысла жизни", описанный как в трудах психологов, так и в художественной литературе. Многие авторы отмечают, что это чувство нельзя однозначно оценить как позитивное или негативное. Одиночество может переживаться и как полезное, благоприятное и желанное состояние (если, например, человеку нужно "собраться с мыслями"), и как негативное состояние, в крайних случаях приводящее к депрессиям и суицидам.

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Обучение Швеции
В Швеции более 30 высших учебных заведений, в том числе 10 университетов (семь из них государственные). Два самых древних университета находятся в Упсале (основан в 1477) и Лунде (основан в 1666). В 1995 в Упсальском университете обучались 18 тыс. студентов, в Лундском и столичном Стокгольмском – п ...

Особенности образования США
Американские студенты, как считается, лучше подготовлены к реальной жизни, поскольку не тратят время и силы на предметы, которые никогда не пригодятся им в выбранной профессии, а определенную специализацию на весь период учебы - от школы до университета - получают с достаточно раннего возраста. Рос ...

Методика разучивания песни на уроке
Работа над школьной песней – процесс многоплановый. Что бы воплотить в исполнение художественный замысел композитора, учителю музыки необходимо не только овладеть репетиционным жестом для лучшего обращения с классом с целью подчинения его своей воле, но и провести большую трудоёмкую предварительную ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru