Психологическое консультирование акцентуированных подростков с проблемой переживания одиночества

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Психологическое консультирование акцентуированных подростков с проблемой переживания одиночества

Страница 1

Современная ситуация в обществе приводит к повышению напряженности в социальных отношениях и способствуют социальной разобщенности людей. В этих условиях поиск путей конструктивного решения проблем одиночества приобретает особую актуальность. В наибольшей мере изменения, происходящие в обществе, затрагивают пожилых людей и подростков как наименее социально защищенные группы. Исследователи подросткового возраста (И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.) отмечают, что особенно трудно приходится подросткам, находящимся в ситуации перехода от детства к взрослости, в ситуации становления и развития. Переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития, поэтому необходима своевременная психологическая помощь.

У оценивавшего собственное состояние одиночества имеется та внутренняя субъективная информация о расхождении в качестве имеющегося и желаемого уровней связей (эмоциональных, когнитивных, психосоциальных и др.), которая и вызывает у личности именно оценку актуальности переживания одиночества. Многочисленные исследователи говорят о том, что одиночество - это тя­желое эмоциональное переживание, овладевающее чувствами, мыслями, по­ступками личности. Исходя из положения о том, что одиночество есть состояние, испытываемое человеком в результате осознания им недостатка отношений различных уровней, оценка эмоционального фона возможна лишь в спектре отрицательных эмоций (тос­ка, страх, ощущение покинутости, ненужности и др.), а высказывание челове­ка "Я одинок" может быть воспринято как информация о неблагополучии: "Мне плохо, тяжело, горестно ." Депривация потребностей личности, характеризующейся ситуацией внешне­го отчуждения, которая приводит к внутренней отчужденности (как специфичес­кой защитной реакции) и чувству одиночества, может быть вызвана неудовлетворенностью потребностей на трех уровнях: эмоциональном, ког­нитивном и психосоциальном. Эмоциональная депривация может быть рассмотрена как недостаточная возможность для установления интимных эмоциональных отношений с каким-либо лицом или разрыв подобных эмоциональных связей, если таковые уже были созданы: эмоциональная холодность родителей, отвержение со стороны сверстников, потеря друга и т.д. Депривация когнитивная определяется как результат изменчивости, хаотичности структуры внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне: социально-политическая нестабильность общества, неустойчивость родительских требований, резкая смена приоритетных установок во взаимоотношениях со сверстниками и т.д. Депривация социальная возникает как результат ограничений возможностей для усвоения автономной социальной роли: зависимость от семьи и школы, проблема удовлетворения профессиональных притязаний и т.д.

Анализируя одиночество в подростковом возрасте, следует выявить его причины, вследствие чего именно подростковый возраст является наиболее благоприятным для его развития. Прежде всего физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, которые не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика.

Развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации “Я-концепции”, в частности, к способности различать реальные и гипотетические возможности. Важной причиной являются предвзятые требования, исходящие от социальной среды – родителей, учителей, сверстников, которые могут оказаться взаимно противоречивыми.

Причиной может быть осознание себя как уникальной, неповторимой, ни на кого не похожей личности. Переживание уникальности может приводить мысли о том, что никто в принципе не может понять другого человека, в силу чего все "обречены" на одиночество. Спровоцировать состояние одиночества может отсутствие достаточного количества межличностных контактов со сверстниками. Как известно, подростковый возраст - период становления навыков общения, познания других и самих себя. Самым притягательным для подростков является общество сверстников. Взрослые слишком сложны и в силу недоступны. Только в обществе сверстников подросток может самоутвердиться, побороться за "свое место под солнцем", научиться взаимодействовать в неформальной группе сверстников, почувствовать поддержку друзей, поддержать кого-то и т.п. Подростки, лишенные общения в референтных группах, как правило, испытывают чувство одиночества. Привести к обострению одиночества в подростковом возрасте, — экзистенциальный подростковый кризис"смысла жизни", описанный как в трудах психологов, так и в художественной литературе. Многие авторы отмечают, что это чувство нельзя однозначно оценить как позитивное или негативное. Одиночество может переживаться и как полезное, благоприятное и желанное состояние (если, например, человеку нужно "собраться с мыслями"), и как негативное состояние, в крайних случаях приводящее к депрессиям и суицидам.

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Воспитанность как комплексное свойство личности
Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности. Воспитательный процесс в современной школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесс ...

Теоретические основы организации внеклассной работы в начальных классах общеобразовательной школы
Процесс совершенствования математических знаний, способствующий развитию школьника, должен осуществляться как на уроках, так и во внеурочное время. Поскольку целенаправленная внеклассная работа способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, воспитывает интерес к ...

Детский сад Л.К. Шлегер
Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти и оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. В ряде работ ("Материалы для бесед с маленькими детьми", "Практическая работа ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru