Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Новая педагогика » Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Страница 18

Особенность современного периода развития образования заключается в перенесении акцента на более эффективное использование накопленного экономического и научно – технического потенциала. Перед системой образования стоят те же задачи: развитие наиболее перспективных направлений как по содержанию, так и по форме.

Одним из таких, малоизученных путей повышения эффективности системы образования являются комплексные исследования, выражающие одну из форм интеграционного процесса в образовании, имеющую важное значение для совершенствования подготовки специалистов. Интеграционные процессы заключаются во взаимодействии знаний, которое ведет к образованию нового, более высокого теоретического уровня или прикладного, специального знания. Такой путь называется горизонтальным. Вертикальный процесс отражает взаимодействия элементов по уровню их развития, в результате которого происходит процесс укрупнения более частного. В реальном процессе эти оба подхода взаимодействуют между собой сложным образом и их трудно выделить в чистом виде.

В понимании интеграционных процессов имеются различные точки зрения. Одни исследователи (Я. Хоффер, Джон Хоган и Жаклин Брайн) рассматривают синтез знаний, комплексность исследования и междисциплинарное взаимодействие, что в некотором роде можно называть родственными понятиями. Другие исследователи (Элизабет Браун, Шауна Батервик) выдвигают точку зрения, согласно которой комплексный подход может принимать не только вид междисциплинарного, но и межуровневого, а также сочетать проблемный и предметный, территориальный и отраслевой подходы.

Интегральное исследование может быть проведено ученым–интегратором, либо отдельной научной организацией, но наибольшие возможности, бесспорно, имеют объединенные силы нескольких или многих научных коллективов. В научной литературе под интегральными отраслями знаний понимаются интегративные теории, науки и частные (прогностика, абстрактные теории, теория систем и т.п.).

Анализ системы образования в Узбекистане показал, что интегральный подход включает интегративные теории как необходимый элемент, но не сводится к нему. Интегральность предполагает органическое единство теории и практики, теоретического и прикладного аспектов в научном исследовании.

Следовательно, в оценке эффективности на первый план будут выходить качественные оценки, измерение традиционными методами невозможно: он выражается в степени междисциплинарного синтеза, степени универсальности использования результатов на практике, степени взаимосвязанности между научными организациями и является качественным критерием оценки эффективности.

Методологической основой моделирования специалистов является концепция всестороннего и гармоничного развития личности. По своей сути она является теорией интеграции личности в плане единства всех сторон и свойств, т.е. целостности. В личности отражается вся совокупность социально значимых черт и социальных отношений, составляющих сущность данного общества. В качестве эталонной идеальной модели специалиста может быть предложена органично – целостная личность с высоким уровнем развития специальной, организаторской, общественно – политической, общекультурной функцией, гармонично взаимосвязанных в процессе осуществления деятельности. В современных условиях высшая школа еще не может сформировать всех специалистов всесторонне и гармонично развитыми. Поэтому среди сегодняшних специалистов могут быть выделены несколько типов по степени приближения или удаления от идеала. Их теоретическое описание может быть положено в основу модели специалиста определенного типа.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Другое о образовании:

Изучение уровня воспитанности школьника в современной школе
Диагностика уровня воспитанности учащихся проводилась по методике М.И. Шиловой. Для диагностики был выбран 4 класс. В классе 14 учащихся: 5 девочек и 4 мальчика. Диагностика проводилась следующим образом: детям были розданы бланки для диагностики и дана инструкция: “Прочитайте вопросы анкеты и пост ...

Умение рационализировать вычисления
Рационализация вычислений требует от учащихся, помимо знаний всех основных свойств арифметических действий над числами, элементарного желания «упростить себе жизнь», затратить на выполнение, громоздкого по виду, задания как можно меньше времени, увидеть самый короткий, но от этого не менее правильн ...

Формирование фонетико фонематической стороны речи, у дошкольников с детским церебральным параличом
Анализ констатирующего эксперимента показал нам, что у детей с детским церебральным параличом наблюдаются разные по сложности нарушения фонетико – фонематических процессов: 1 – я группа: К. Кирилл, Ильяс – низкий уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи. 2 – я группа: П. Крис ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru