Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Новая педагогика » Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Страница 18

Особенность современного периода развития образования заключается в перенесении акцента на более эффективное использование накопленного экономического и научно – технического потенциала. Перед системой образования стоят те же задачи: развитие наиболее перспективных направлений как по содержанию, так и по форме.

Одним из таких, малоизученных путей повышения эффективности системы образования являются комплексные исследования, выражающие одну из форм интеграционного процесса в образовании, имеющую важное значение для совершенствования подготовки специалистов. Интеграционные процессы заключаются во взаимодействии знаний, которое ведет к образованию нового, более высокого теоретического уровня или прикладного, специального знания. Такой путь называется горизонтальным. Вертикальный процесс отражает взаимодействия элементов по уровню их развития, в результате которого происходит процесс укрупнения более частного. В реальном процессе эти оба подхода взаимодействуют между собой сложным образом и их трудно выделить в чистом виде.

В понимании интеграционных процессов имеются различные точки зрения. Одни исследователи (Я. Хоффер, Джон Хоган и Жаклин Брайн) рассматривают синтез знаний, комплексность исследования и междисциплинарное взаимодействие, что в некотором роде можно называть родственными понятиями. Другие исследователи (Элизабет Браун, Шауна Батервик) выдвигают точку зрения, согласно которой комплексный подход может принимать не только вид междисциплинарного, но и межуровневого, а также сочетать проблемный и предметный, территориальный и отраслевой подходы.

Интегральное исследование может быть проведено ученым–интегратором, либо отдельной научной организацией, но наибольшие возможности, бесспорно, имеют объединенные силы нескольких или многих научных коллективов. В научной литературе под интегральными отраслями знаний понимаются интегративные теории, науки и частные (прогностика, абстрактные теории, теория систем и т.п.).

Анализ системы образования в Узбекистане показал, что интегральный подход включает интегративные теории как необходимый элемент, но не сводится к нему. Интегральность предполагает органическое единство теории и практики, теоретического и прикладного аспектов в научном исследовании.

Следовательно, в оценке эффективности на первый план будут выходить качественные оценки, измерение традиционными методами невозможно: он выражается в степени междисциплинарного синтеза, степени универсальности использования результатов на практике, степени взаимосвязанности между научными организациями и является качественным критерием оценки эффективности.

Методологической основой моделирования специалистов является концепция всестороннего и гармоничного развития личности. По своей сути она является теорией интеграции личности в плане единства всех сторон и свойств, т.е. целостности. В личности отражается вся совокупность социально значимых черт и социальных отношений, составляющих сущность данного общества. В качестве эталонной идеальной модели специалиста может быть предложена органично – целостная личность с высоким уровнем развития специальной, организаторской, общественно – политической, общекультурной функцией, гармонично взаимосвязанных в процессе осуществления деятельности. В современных условиях высшая школа еще не может сформировать всех специалистов всесторонне и гармонично развитыми. Поэтому среди сегодняшних специалистов могут быть выделены несколько типов по степени приближения или удаления от идеала. Их теоретическое описание может быть положено в основу модели специалиста определенного типа.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Другое о образовании:

Особенности формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР
Математические представления у детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. Характеризуя восприятие времени дошкольниками, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представление о времени у них ...

Соли аммония
Соли аммония – сложные вещества, в состав которых входят катионы аммония NH4+, связанные с кислотным остатком. Физические свойства Кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Получение Аммиак (или гидроксид аммония) + кислота. NH3 + HNO3 → NH4NO3(нитрат аммония) 2NH4OH + H2SO4 → ...

Понятие «Психологическая готовность к обучению»
Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Часть родителей и воспитателей, да и самих детей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь д ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru