Описание методик для экспериментальной части исследования

Страница 8

Второй этап формирующего эксперимента

Для проведения второго этапа формирующего эксперимента нами была взята группа детей в возрасте 10-11 лет в количестве 15 человек, пять из которых живут в неполных семьях.

В ходе второго этапа формирующего эксперимента мы проводили работу по развитию общительности, снижению уровня застенчивости и пассивности у детей, которую отразили в следующих таблицах (см. таблицы 6 и 7):

Таблица 6 – Компоненты деятельности социального педагога на втором этапе формирующего эксперимента

Название методик

«Свободный рисунок в круге» (см. приложение 7), коллаж «Волшебная вата» (см. приложение 8)

Сказка «Цепь», игры: «Растопи круг», «Волшебная лавка» (см. приложение 9), иллюстрации (рисунки) к сказке (см. приложение 16)

Игра «Светский прием» (см. приложение 10), игра – перевоплощение «Если бы я был…» (см. приложение 11), групповое дело «Предлагаю – выбираю» (см. приложение 12)

Цель

«Свободный рисунок в круге»: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния.

Коллаж «Волшебная вата»: выражение эмоций, познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения, сенсорная стимуляция (использование естественных зрительных, тактильных, обонятельных и др. стимулов)

Сказка «Цепь»: предназначена для детей, имеющих сложности во взаимоотношениях, выражающиеся в зависимости, ложном понимании чувства долга и дружбы. Сказка помогает наладить взаимоотношения с окружающими и найти конструктивный выход из конфликтных ситуаций.

Игра «Растопи круг»: стимулировать у участников группы готовность и способность с теплотой и искренностью относиться к людям, видеть их лучшие стороны.

Игра «Волшебная лавка»: помочь участникам сосредоточиться на существенных для них жизненных целях и с помощью воображения осознать следующую закономерность: для того, чтобы приобрести, что-то новое, нам всегда приходиться платить.

Игра «Светский прием»: оказать психологическую поддержку детям, формировать способность видеть хорошие стороны в людях, настроить детей на доброжелательность во взаимоотношениях.

Игра – перевоплощение «Если бы я был…»: помочь детям уйти от привычных стереотипов, блокирующих путь к новым представлениям о себе, способствовать развитию детской фантазии, формировать способность перевоплощаться.

Групповое дело «Предлагаю – выбираю»: эта методика учит в игровой форме умению слышать другого человека и воспринимать в едином ансамбле его слова, голос, интонацию, мимику, жесты и действие как выражение личностного «Я», вступающего с другим человеком в контакт.

Средства, материалы

Большой лист бумаги в виде круга, краски (гуашь), кисти, емкость с водой, вата, клей ПВА, шаблоны (лебедь, волк, медведь, лиса, заяц, солнце, дерево, облака)

Листы бумаги А4 с текстом сказки, игр, вопросов к сказке; листы бумаги А4 для рисования детьми иллюстраций к сказке

Музыкальное сопровождение; заготовленные карточки с воображаемыми проблемами в помощь детям, впервые играющим

Моя рефлексия

Мне очень понравилось наблюдать за ходом выполнения детьми свободного рисунка и коллажей

Было интересно наблюдать за детьми в ходе прочтения мной сказки, проведения игр, следить за выполнением ими иллюстраций к сказке

Я была в восторге, наблюдая за тем, какие красивые и добрые комплементы говорили дети друг другу; понравилось и то, что ребята стремятся помочь каждому в сложившейся ситуации

Рефлексия детей

«Никогда не рисовал такой интересный рисунок со всем классом, очень понравилось!», «Вата действительно оказалась волшебной!», «Мне нравится что-то делать своими руками, поэтому мне было нетрудно все выполнять, а интересно и радостно», «Было здорово!»

«Мне было очень интересно слушать сказку и потом участвовать в ответах на вопросы», «Я не очень люблю слушать сказки, но у этой сказки про Цепь было очень захватывающее содержание», «Мне понравилось играть в игры и рисовать иллюстрацию к сказке», «Я нарисовала самую красивую утку и Цепь», «Я остался очень доволен уроком»

«Я не умел говорить приятные слова кому-то, но игра «Светский прием» мне помогла», «Мне очень понравилось оказывать помощь ребятам в реальной ситуации», «Больше всего мне понравилось представлять себя чем-то. Я был солнцем», «Мы в классе очень редко делаем что-либо вместе, поэтому мне показалось полезным для всех нас это групповое дело»

Умение детей планировать деятельность

В начале работы дети проговаривали то, что будут изображать в своих коллажах

Перед тем, как приступить к рисованию иллюстраций к сказке, дети долго думали и продумывали, что нарисовать

В процессе игры – перевоплощении «Если бы я был…» дети продумывали, какую вещь, предмет, явление природы выбрать для описания жизни одного предмета и т.д. В групповом деле «Предлагаю – выбираю» дети обдумывали конкретную проблему и подбирали ответы, искали решение к проблемным (сложным, реальным, жизненным) ситуациям других ребят

Творческая составляющая

Дети все старались рисовать дороги друг к другу разными цветами

Не все дети рисовали только главных героев сказки (утку Кряку и Цепь), но также и второстепенных героев. Некоторые дети утку Кряку, Цепь и др. героев рисовали и раскрашивали не стандартными, общепринятыми цветами

Дети придумывали довольно интересные не существующие реально проблемные ситуации, но в тоже время, ища ответ на реально существующую жизненную ситуацию, совместно, всеми способами, действительно пытались найти правильный путь ее решения

Активность детей

Сначала ребята были робкими в действиях, но позже стали более решительными

Дети бойко отвечали на вопросы по сказке, с интересом рисовали и с радостью играли в игры

При проведении игры «Светский прием» дети без боязни старались подходить к каждому для того, чтобы сказать комплимент, и не один. В игре – перевоплощении «Если бы я был…» ребятам поскорее хотелось поделиться историей выбранного ими предмета и т.д.

Общительность

Дети рассказывали друг другу, что и как будут располагать на коллаже; говорили, почему они провели дорожки конкретно к определенным ребятам

Ребята говорили мне, и друг другу, что будут рисовать, общались довольно свободно во время ответов на вопросы по сказке и проведения игр

Больше всего общительными ребята были в групповом деле «Предлагаю – выбираю». Они были заинтересованы в подборе всевозможных решений проблемных ситуаций. А для решения жизненных ситуаций каждого ребенка «здесь и сейчас» они много советовались друг с другом, обсуждали наиболее подходящие пути решения

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Другое о образовании:

Технология коррекции голоса
И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии: 1. Нормализация тембра. 2. Развитие природных голосовых данных детей. 3. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата. 4. Воспитание навыков правильного голо ...

Основные периоды и этапы становления методики преподавания математики в России
Ряд исследователей, таких как Ю.М. Колягин, Т.С. Полякова, О.А. Саввина, О.В. Тарасова, Р.С. Черкасов, в своих работах предлагают разные подходы к периодизации развития математического образования. В научных работах И.К. Андронова и Р.С. Черкасова предприняты попытки определить не только периодизац ...

Как распознать дислексию
Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru