«ü» – черта характера слабо выражена,
«+» – черта характера явно выражена,
«–» – черта характера не выражена или выражена неявно.
График 2 – Результаты второго этапа констатирующего эксперимента
Вывод: по окончании второго этапа констатирующего эксперимента нами было определено, что у четырнадцати детей (93%) наблюдается малообщительность, восемь детей (53%) с выраженной пассивностью, пять детей (33%) робки, у шести детей (40%) агрессивное поведение слабо выражено, у трех детей (20%) слабо выражена тревожность, девять детей (60%) застенчивы и три ребенка (20%) скрытны.
Полностью проделанную нами работу на этапах констатирующего эксперимента мы более подробно отразили в следующей таблице (см. таблицу 5):
Таблица 5 – Компоненты деятельности социального педагога на этапах констатирующего эксперимента
Цель |
Определить индивидуальные особенности характера детей |
Определить наличие агрессивного поведения у детей |
Провести диагностику уровня и характера тревожности |
Методика |
«Дом. Дерево. Человек» (рисуночный тест) |
«Кактус» (рисуночный тест) |
«Тест – Опросник Филипса» |
Средства |
Листы бумаги А4, цветные карандаши, мелки |
Листы бумаги А4, цветные карандаши, мелки |
Листы бумаги тетрадные, листы бумаги А4 с вопросами к тесту и инструкцией, пишущий материал (ручки, простые карандаши, фломастеры) |
Моя рефлексия |
Посредством применения рисуночного теста больше узнала о мире детей, об их душевных переживаниях, об их характере, предпочтениях и отношении к жизни |
Посредством применения рисуночного теста больше узнала о мире детей, об их душевных переживаниях, об их характере, предпочтениях и отношении к жизни |
После обработки данных по тесту выяснила отношение детей к учебной деятельности, к одноклассникам, наличие негативных эмоциональных переживаний, отношение детей к учителям в школе |
Проявления у детей |
У большинства детей (и на первом этапе констатирующего эксперимента, и на втором) проявляется нежелание общения, стремление к замкнутости, чувство отверженности, одиночества, тревожности, пассивности, робости и скрытности |
У большинства детей (и на первом этапе констатирующего эксперимента, и на втором) агрессивного поведения нет. Присутствует только неуверенность в себе, интровертность, стремление к домашней защите, женственность и открытость характера. У пяти детей (на первом этапе констатирующего эксперимента) и у шести детей (на втором этапе констатирующего эксперимента) агрессивное поведение слабо выражено: отсутствие стремления к домашнему уюту, импульсивность характера, тревожность, возможно проявление агрессивных действий |
У трех детей (на первом этапе констатирующего эксперименте) и у семи детей (на втором этапе констатирующего эксперимента) проявляется страх пред проверкой знаний, страх самовыражения и несоответствия ожиданиям окружающих. У остальных ребят (и на первом этапе констатирующего эксперимента, и на втором) наблюдается общая тревожность в школе и проблемы в отношениях и общении с учителями |
Таким образом, на основе проведенных методик нами сделан вывод о необходимости осуществления работы по развитию общительности, снижению уровня застенчивости и пассивности у детей младшего школьного возраста, участников эксперимента.
Формирующий эксперимент осуществлялся с 15 марта 2010 года по 19 мая 2011 года в два этапа.
Первый этап формирующего эксперимента длился с 15 февраля по 19 мая 2010 года и проводился на базе государственного учреждения социального обслуживания Владивостокского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Маяк».
Второй этап формирующего эксперимента длился с 1 марта по 19 мая 2011 года и проводился на базе «Университетского комплекса гимназия – колледж ДВФУ», в связи с тем, что в социально-реабилитационном центре «Маяк» дети находились в группах временного пребывания, поэтому реализовать психотерапевтическую функцию в работе социального педагога по оказанию помощи детям в полной мере не удалось, за исключением того, что был отработан метод сказкотерапии, который осуществлялся на первом этапе формирующего эксперимента.
Другое о образовании:
Содержание и методика сенсорного
воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
средствами изобразительной деятельность
Изобразительная деятельность — это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего мира, выражает на бумаге, в пластических материалах свое отношение ко всему происходящему. Отмечается значимость занятий изобразительной деятельностью для поз ...
Об образования математических понятий
Любые понятия, в том числе и математические, возникают в результате абстрагирования от свойств предметов, реально существующих в природе, или же является абстракциями от уже существующих абстракций. Таким образом, понятия математики отражают некоторые стороны реального мира и содействуют тем самым ...
Методика и организация обучения учащихся 7 класса вязанию крючком на основе
метода проектов
Целью преподавания раздела "Художественная обработка материалов" в 7 классе является развитие художественно-эстетических способностей и личностных качеств учащихся, формирование у них знаний и умений по художественной обработке материалов, т.е. по технике филейного вязания крючком. Учащим ...