В работе социального педагога важна психотерапевтическая функция для выработки у ребенка душевного равновесия, которое влияет на его поведение. Для ее реализации применяется комплекс методов, направленных на коррекцию поведения, черт характера, межличностных отношений и т.д.
Следует отметить, что в нашей стране, где большинство населения в последние десятилетия живет в стрессовых условиях, значимость психотерапевтической функции возрастает многократно.
Реализуя психотерапевтическую функцию в своей работе, социальный педагог, оказывает квалифицированную помощь всем детям по созданию обстановки психологического комфорта и безопасности, по оказанию поддержки и созданию ситуации успеха и т.д.
Реализация социальным педагогом психотерапевтической функции с помощью таких методов как игротерапия, сказкотерапия и арттерапия направлена на снижение уровня застенчивости, пассивности и развитие навыков общения. Общение – это соприкосновение и взаимопроникновение личностных миров с помощью коммуникативных навыков, которые являются общечеловеческой ценностью и обеспечивают психологическое взаимодействие людей в процессе движения к общей цели. В работах педагогов И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик общение выступает в качестве воспитания, развития и становления сознания личности ребенка, его мироощущения и мировосприятия, отношения к людям и себе.
В науке рассматривалась и осуществлялась реализация психотерапевтической функции в работе социального педагога. Например, И.Д. Демакова, Ю.И. Турчанинова, А.С. Спиваковская, А.В. Гнездилов, Б.Д. Карвасарский изучали проблему реализации психотерапевтической функции социальным педагогом с точки зрения роли этой функции в исследовательской деятельности социального педагога и в освоении педагогами моделей личностно-ориентированного обучения.
Социальный педагог влияет на формирование у детей таких черт характера, как решительность, активность, общительность, выбирая и осуществляя воспитательные мероприятия, которые соответствуют особенностям личности ребенка и состоянию, в котором он в данное время находится. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, социальный педагог через реализацию психотерапевтической функции может добиться преодоления отрицательных (нежелательных) черт характера у детей.
Несмотря на имеющиеся исследования в реализации психотерапевтической функции социальным педагогом, а особенно в оказании помощи детям из неполных и неблагополучных семей, эта проблема недостаточно изучена.
Основное противоречие заключается между необходимостью в использовании психотерапевтических методов в работе с младшими школьниками и недостаточной разработанностью применения таких методов в практике работы социального педагога по оказанию помощи детям.
Противоречие обусловило проблему: с помощью каких методов эффективнее реализовать психотерапевтическую функцию социальным педагогом по оказанию помощи детям?
Актуальность проблемы и выявленное противоречие определили тему исследования: «Реализация социальным педагогом психотерапевтической функции по оказанию помощи детям младшего школьного возраста».
Объект исследования: деятельность социального педагога в образовательном учреждении.
Предмет исследования: реализация социальным педагогом психотерапевтических методов по формированию навыков общения, по снижению уровня застенчивости, пассивности младших школьников.
Цель исследования: выявление и обоснование психотерапевтических методов формирования общения, апробация их на практике.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что комплекс психотерапевтических методов, осуществляемых в ходе работы социального педагога, поможет понизить уровень застенчивости, пассивности детей и развить коммуникативные навыки у детей младшего школьного возраста успешнее, если: 1) учитываются особенности возраста детей при подборе упражнений с применением психотерапевтических методов игротерапии, сказкотерапии и арттерапии, направленных на развитие навыков общения; 2) на этапе диагностики применяются проективные методики; 3) дети включены в процесс общения в ходе игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы реализации психотерапевтической функции социальным педагогом.
2. Рассмотреть классификацию психотерапевтических методов, раскрыть специфику игротерапии, сказкотерапии и арттерапии.
3. Изучить возрастные особенности развития детей в младшем школьном возрасте.
4. Разработать комплекс упражнений по реализации психотерапевтической функции и апробировать его.
Методы исследования: теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкета, тестирование.
База исследования: государственное учреждение социального обслуживания Владивостокский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Маяк» и «Университетский комплекс гимназия – колледж ДВФУ».
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.
Другое о образовании:
Причины возникновения дислексии
Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе? Затрудненное чтение и произношение в данном случае не является следствием слабого интеллекта или отсутствия возможности обучения. Причина этого кроется в строении полушарий головного мозга. У обычных ...
Особенности усвоения этических представлений детьми дошкольного
возраста
Этика − (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. Если этику рассматривать как предмет воспитания, то его основная задача – включение ребёнка ...
Функции контрольно-аттестационного комплекта в образовательном процессе
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка ...