Реализация социальным педагогом психотерапевтических методов по формированию навыков общения и снижению уровня застенчивости, пассивности младших школьников

Новая педагогика » Реализация социальным педагогом психотерапевтических методов по формированию навыков общения и снижению уровня застенчивости, пассивности младших школьников

В работе социального педагога важна психотерапевтическая функция для выработки у ребенка душевного равновесия, которое влияет на его поведение. Для ее реализации применяется комплекс методов, направленных на коррекцию поведения, черт характера, межличностных отношений и т.д.

Следует отметить, что в нашей стране, где большинство населения в последние десятилетия живет в стрессовых условиях, значимость психотерапевтической функции возрастает многократно.

Реализуя психотерапевтическую функцию в своей работе, социальный педагог, оказывает квалифицированную помощь всем детям по созданию обстановки психологического комфорта и безопасности, по оказанию поддержки и созданию ситуации успеха и т.д.

Реализация социальным педагогом психотерапевтической функции с помощью таких методов как игротерапия, сказкотерапия и арттерапия направлена на снижение уровня застенчивости, пассивности и развитие навыков общения. Общение – это соприкосновение и взаимопроникновение личностных миров с помощью коммуникативных навыков, которые являются общечеловеческой ценностью и обеспечивают психологическое взаимодействие людей в процессе движения к общей цели. В работах педагогов И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик общение выступает в качестве воспитания, развития и становления сознания личности ребенка, его мироощущения и мировосприятия, отношения к людям и себе.

В науке рассматривалась и осуществлялась реализация психотерапевтической функции в работе социального педагога. Например, И.Д. Демакова, Ю.И. Турчанинова, А.С. Спиваковская, А.В. Гнездилов, Б.Д. Карвасарский изучали проблему реализации психотерапевтической функции социальным педагогом с точки зрения роли этой функции в исследовательской деятельности социального педагога и в освоении педагогами моделей личностно-ориентированного обучения.

Социальный педагог влияет на формирование у детей таких черт характера, как решительность, активность, общительность, выбирая и осуществляя воспитательные мероприятия, которые соответствуют особенностям личности ребенка и состоянию, в котором он в данное время находится. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, социальный педагог через реализацию психотерапевтической функции может добиться преодоления отрицательных (нежелательных) черт характера у детей.

Несмотря на имеющиеся исследования в реализации психотерапевтической функции социальным педагогом, а особенно в оказании помощи детям из неполных и неблагополучных семей, эта проблема недостаточно изучена.

Основное противоречие заключается между необходимостью в использовании психотерапевтических методов в работе с младшими школьниками и недостаточной разработанностью применения таких методов в практике работы социального педагога по оказанию помощи детям.

Противоречие обусловило проблему: с помощью каких методов эффективнее реализовать психотерапевтическую функцию социальным педагогом по оказанию помощи детям?

Актуальность проблемы и выявленное противоречие определили тему исследования: «Реализация социальным педагогом психотерапевтической функции по оказанию помощи детям младшего школьного возраста».

Объект исследования: деятельность социального педагога в образовательном учреждении.

Предмет исследования: реализация социальным педагогом психотерапевтических методов по формированию навыков общения, по снижению уровня застенчивости, пассивности младших школьников.

Цель исследования: выявление и обоснование психотерапевтических методов формирования общения, апробация их на практике.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что комплекс психотерапевтических методов, осуществляемых в ходе работы социального педагога, поможет понизить уровень застенчивости, пассивности детей и развить коммуникативные навыки у детей младшего школьного возраста успешнее, если: 1) учитываются особенности возраста детей при подборе упражнений с применением психотерапевтических методов игротерапии, сказкотерапии и арттерапии, направленных на развитие навыков общения; 2) на этапе диагностики применяются проективные методики; 3) дети включены в процесс общения в ходе игровой деятельности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы реализации психотерапевтической функции социальным педагогом.

2. Рассмотреть классификацию психотерапевтических методов, раскрыть специфику игротерапии, сказкотерапии и арттерапии.

3. Изучить возрастные особенности развития детей в младшем школьном возрасте.

4. Разработать комплекс упражнений по реализации психотерапевтической функции и апробировать его.

Методы исследования: теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкета, тестирование.

База исследования: государственное учреждение социального обслуживания Владивостокский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Маяк» и «Университетский комплекс гимназия – колледж ДВФУ».

Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

Другое о образовании:

Проблемы методики организации и проведения тестового контроля
Вопросы совершенствования контроля в обучении иностранным языкам всегда волновали педагогов и учёных. И все же проблемы проверки и учета знаний, умений и навыков, методики их организации и проведения не утратили своей актуальности. Контроль всё ещё не стал «могучим рычагом повышения успеваемости и ...

Обучение Швеции
В Швеции более 30 высших учебных заведений, в том числе 10 университетов (семь из них государственные). Два самых древних университета находятся в Упсале (основан в 1477) и Лунде (основан в 1666). В 1995 в Упсальском университете обучались 18 тыс. студентов, в Лундском и столичном Стокгольмском – п ...

Методика обследования письма у младших школьников и результаты констатирующий эксперимент
Актуальность и значимость проблемы нарушения письма проанализированной в первых главах, позволили определить направление собственного констатирующего исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе школы – интерната № 22 V вида г. Кемерово. В эксперименте принимали участие 12 учащихся вт ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru