В ходе первого этапа констатирующего эксперимента мы пытались выяснить, насколько дети общительны, уверены в себе, активны, скрытны ли они, присутствует ли у них тревожность, агрессивное поведение. Для этого мы применили следующие методики (см. таблицу 2):
Таблица 2 – Список использованных методик
Название методик |
Цель методик |
Человек Дерево Дом (см. приложения 1,2,3) |
Определение индивидуальных особенностей характера детей |
Кактус (см. приложение 4) |
Определение наличия агрессивного поведения у детей |
Тест-опросник Филипса (см. приложение 5) |
Диагностика уровня и характера тревожности |
Мы решили применить больше рисуночных тестов, т.к. они очень важны в психотерапии, потому что, используя их, можно многое узнать о мире ребенка, о его душевных переживаниях, о его характере, предпочтениях и отношении к жизни.
По методике «Дом. Дерево. Человек» у большинства детей проявляется нежелание общения, стремление к замкнутости, чувство отверженности, одиночества, тревожности, пассивности, робости скрытности (дом расположен в верхнем левом углу листа, дом, нарисованный торцом, двери у дома боковые, двери закрытые, с огромным замком; опущенные ветви у дерева, листья острой формы, круги в листве; у человека голова нарисована в профиль, маленькие глаза, впалый рот, пустые, иногда зачерненные глаза, волосы сильно заштрихованы, ступни ног человека отсутствуют, на одежде многочисленные пуговицы).
По методике «Кактус» мы выявили, что у большинства детей агрессивного поведения в наличии нет. Присутствует только неуверенность в себе (рисунок маленький, расположенный внизу листа), интровертность (изображен на рисунке один кактус), стремление к домашней защите (наличие цветочного горшка, т.е. изображение комнатного растения), женственность (наличие украшений, цветов, мягких линий и форм) и открытость характера (наличие выступающих отростков в кактусе).
У пяти детей агрессивное поведение слабо выражено. Об этом свидетельствуют отрывистые линии в рисунке с сильным нажимом карандаша (импульсивность характера), использование ярких цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями (тревожность), и сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки (возможно проявление агрессивных действий).
По методике «Тест-опросник Филипса» у трех детей проявляется страх перед проверкой знаний, страх самовыражения и несоответствия ожиданиям окружающих, т.к. у них общее количество несовпадений по ответам теста не превышает 50%.
У остальных ребят, которые набрали общее количество несовпадений по ответам теста больше 50%, наблюдается общая тревожность в школе и проблемы в отношениях и общении с учителями.
В итоге мы получили следующую картину результатов, которую мы отразили в таблице (см. таблицу 3) и графике (см. график 1).
Таблица 3 – Результаты первого этапа констатирующего эксперимента
Имя ребенка |
Проявления черт характера детей | ||||||
Застенчивость |
Тревожность |
Агрессивное поведение |
Скрытность |
Робость |
Малообщительность |
Пассивность | |
Таня Г. |
ü |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
Люба Д. |
– |
– |
ü |
– |
– |
– |
– |
Алеша С. |
ü |
ü |
ü |
+ |
+ |
+ |
– |
Вика П. |
– |
– |
ü |
+ |
ü |
+ |
ü |
Сергей М. |
– |
ü |
ü |
ü |
– |
ü |
ü |
Максим К. |
ü |
– |
– |
ü |
ü |
+ |
– |
Эля Р. |
ü |
– |
– |
ü |
– |
+ |
ü |
Настя Г. |
– |
– |
ü |
– |
– |
– |
– |
Наташа М. |
– |
ü |
– |
ü |
+ |
ü |
ü |
Саша Н. |
ü |
– |
– |
ü |
ü |
+ |
ü |
Другое о образовании:
Сущность педагогического сопровождения, способствующего формированию
здоровьесберегающей культуры младших школьников
Важнейшим фактором становления здоровьесберегающего образования в современных условиях является разработка стратегии постепенного перехода от насильственного, внешнего принуждения к самообучению и самовоспитанию учащихся. Реализация данной задачи осуществляется через особый вид педагогической деяте ...
Теоретические основы культуры поведения. Понятие, механизм
В общем виде механизмом можно назвать любую структуру обеспечивающую определенный конечный результат действия. Механизмы, таким образом, предстоят людям как готовые средства получения общественно значимого продукта (результата) человеческой деятельности. Одна из особенностей действия любого механиз ...
Университеты в Канаде
Во второй половине 1990-х годов в Канаде существовало 78 университетов, обладающих правом присвоения ученой степени. В большинстве университетов обучение ведется на английском языке. В нескольких учебных заведений, в основном в Квебеке, преподавание ведется на французском языке, а еще в нескольких, ...