Описание методик для экспериментальной части исследования

Страница 4

В ходе первого этапа констатирующего эксперимента мы пытались выяснить, насколько дети общительны, уверены в себе, активны, скрытны ли они, присутствует ли у них тревожность, агрессивное поведение. Для этого мы применили следующие методики (см. таблицу 2):

Таблица 2 – Список использованных методик

Название методик

Цель методик

Человек

Дерево

Дом (см. приложения 1,2,3)

Определение индивидуальных особенностей характера детей

Кактус (см. приложение 4)

Определение наличия агрессивного поведения у детей

Тест-опросник Филипса (см. приложение 5)

Диагностика уровня и характера тревожности

Мы решили применить больше рисуночных тестов, т.к. они очень важны в психотерапии, потому что, используя их, можно многое узнать о мире ребенка, о его душевных переживаниях, о его характере, предпочтениях и отношении к жизни.

По методике «Дом. Дерево. Человек» у большинства детей проявляется нежелание общения, стремление к замкнутости, чувство отверженности, одиночества, тревожности, пассивности, робости скрытности (дом расположен в верхнем левом углу листа, дом, нарисованный торцом, двери у дома боковые, двери закрытые, с огромным замком; опущенные ветви у дерева, листья острой формы, круги в листве; у человека голова нарисована в профиль, маленькие глаза, впалый рот, пустые, иногда зачерненные глаза, волосы сильно заштрихованы, ступни ног человека отсутствуют, на одежде многочисленные пуговицы).

По методике «Кактус» мы выявили, что у большинства детей агрессивного поведения в наличии нет. Присутствует только неуверенность в себе (рисунок маленький, расположенный внизу листа), интровертность (изображен на рисунке один кактус), стремление к домашней защите (наличие цветочного горшка, т.е. изображение комнатного растения), женственность (наличие украшений, цветов, мягких линий и форм) и открытость характера (наличие выступающих отростков в кактусе).

У пяти детей агрессивное поведение слабо выражено. Об этом свидетельствуют отрывистые линии в рисунке с сильным нажимом карандаша (импульсивность характера), использование ярких цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями (тревожность), и сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки (возможно проявление агрессивных действий).

По методике «Тест-опросник Филипса» у трех детей проявляется страх перед проверкой знаний, страх самовыражения и несоответствия ожиданиям окружающих, т.к. у них общее количество несовпадений по ответам теста не превышает 50%.

У остальных ребят, которые набрали общее количество несовпадений по ответам теста больше 50%, наблюдается общая тревожность в школе и проблемы в отношениях и общении с учителями.

В итоге мы получили следующую картину результатов, которую мы отразили в таблице (см. таблицу 3) и графике (см. график 1).

Таблица 3 – Результаты первого этапа констатирующего эксперимента

Имя ребенка

Проявления черт характера детей

Застенчивость

Тревожность

Агрессивное поведение

Скрытность

Робость

Малообщительность

Пассивность

Таня Г.

ü

+

Люба Д.

ü

Алеша С.

ü

ü

ü

+

+

+

Вика П.

ü

+

ü

+

ü

Сергей М.

ü

ü

ü

ü

ü

Максим К.

ü

ü

ü

+

Эля Р.

ü

ü

+

ü

Настя Г.

ü

Наташа М.

ü

ü

+

ü

ü

Саша Н.

ü

ü

ü

+

ü

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое о образовании:

Образовательная задача. Определение, сущность, цели
Безусловно, каждый детско-взрослый проект является обучающим. Вполне понятно, что протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися. Данную особенность обучения некоторые ученые считают определяющей для раскрытия его сущности. Тем не менее, нельзя сказ ...

Метод проектов как способ обучения старших дошкольников театрализованным играм
Обучение детей театрализованным играм может быть организованно как проектная деятельность. В дошкольной педагогике проблема освоения детьми такого вида деятельности, как театрализованная игра не является новой. Ее изучали известные исследователи Л.В. Артемовой, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. ...

Анализ и оценка авторских методик и систем упражнений по коррекции дисграфии
Е.Я. Яструбинская предлагает начинать коррекционную работу по устранению дисграфии с трех этапов . 1этап. Обследование будущих школьников на собеседовании. Задача – выявить детей с недостатками в звукопроизношении, несформированностью тех или иных психических функций. Обследование младших школьнико ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru