Анализ результатов экспериментальной работы по развитию речи младших школьников

Новая педагогика » Педагогические средства развития культуры речи младших школьников » Анализ результатов экспериментальной работы по развитию речи младших школьников

Страница 1

Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего эксперимента получились высокие. Умеют строить описание (последовательно и связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88% класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать прилагательные в описательном тексте - 94%. Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые умения сформированы на высоком уровне. Низкого уровня развития умений после обучения нет ни у кого.

Примеры детских сочинений экспериментального класса:

Коренной Витя.

«Моя любимая игрушка - тигр. У меня есть любимая игрушка. Это игрушечный тигр. Мне его подарили на Новый год. Он оранжевого цвета с чёрными полосками. У него маленький чёрный носик. У него маленькие лапки, и хвостик тоже маленький. У него большие чёрные глаза. На носу у него усы. Он мне очень нравится!»

Верник Лиза.

«Моя любимая игрушка - кукла Роза. У меня есть кукла. Её зовут Роза. У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда заплетаю их в косы. Мне нравится с ней играть».

Примеры детских сочинений контрольного класса:

Иванова Оля.

«Моя любимая игрушка - попугай Кеша. Мне купили игрушку - попугая Кешу, как из мультфильма. Мне он очень нравится. Он маленький, зелёного цвета. Глаза у него чёрные, клюв жёлтый, лапки коричневые, хохолок у него светло-зелёный. Я люблю свою игрушку так, как другой не любил бы».

Кудряшева Диана.

«Моя любимая игрушка - обезьянка Тотошка. На 8 марта мне подарили небольшую обезьянку. Сначала я думала, что это обычная обезьяна. Когда я начала с ней играть, мне она понравилась. Я назвала его Тотоша. Он очень маленький, но у него весёлая улыбка. У него большие чёрные глазки и маленький носик. На нём одета шляпа из соломы и красно-зелёный свитер. Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть».

По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые развивались в процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Ученики последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и основную мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с темой, часто использовали прилагательные.

Уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с работой над сочинением значительно повысился. Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся экспериментального класса после формирующего этапа эксперимента вырос - 88%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 94%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - 94%. У учащихся контрольного класса после формирующего этапа эксперимента вырос - 65%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 65%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 60%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - 50%.

По итогам эксперимента была разработана методика развития речи при работе с сочинением, в которой были рассмотрены нестандартные виды работ над сочинениями. Эти приемы были апробированы лишь на экспериментальной группе.

По окончании этой работы, был проведен контрольный этап эксперимента на базе и экспериментальной, и контрольной групп.

В эксперименте приняли участие группы в том же количестве. Испытуемым был предложен урок развития речи "Вот и кончилась зима, а весне — начало" в форме миниатюры (см. Приложение 8). В ходе урока учащиеся должны научиться составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений), а также проводилась подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой. Результаты контрольного урока отражены в таблице 3.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей младшего школьного возраста
На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего человеческого прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставиться задача подготовки общественного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее ...

Логопедическое обследование детей с ринолалией
Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевого нарушения, его глубину, степень, проанализировать, какие компоненты речевой системы страдают. Нарушения речи ка ...

Урок как основная форма обучения изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать нескол ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edakam.ru