Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Страница 10

При выполнения любых упражнений в дальнейшем следует обращать внимание детей на однородные члены предложения, на знаки препинания между ними, включать распространенные предложения в состав упражнений для синтаксического разбора.

На уроке полезно учить детей соотносить подлежащее и сказуемое, изменяя форму глагола. Например, при анализе предложения В небе(лететь) журавли важно показать детям, что слово лететь следует изменить, так, чтобы оно было связано по смыслу со словами журавли: журавли что делают? – летят.

При анализе предложения В рощах( лето, весна, зима) недолго гостило сказуемое соотносится с подлежащим лето растило лето), а подлежащее весна требует глагола – сказуемого гостила ( весна гостила).

Дальнейшая работа по определению подлежащего и сказуемого будет иметь определенную вариативность: 1) дети должны учиться находить подлежащее по значению, по вопросу, вне зависимости от места, занимаемо подлежащим в предложении. Вот почему для анализа нужно брать предложения, в которых подлежащее было бы и в начале, и в конце предложения; 2) дети должны понимать, что сказуемое может отвечать на разные вопросы: не только на – вопрос что делает?, но и на вопрос что делается? Например: Поля покрываются цветами (что с полями делается?).

Работа такого рода должна предостеречь учащихся от ошибок в определение подлежащего и сказуемого. Разбор второстепенных членов в сначала производится в группе подлежащего, затем в группе сказуемого.

Полезно детям дать инструкцию.

Разбирайте предложение так:

(Кто?) Пчелы (что делали?) гудели

(Как?) (где) (в чем?)

шумно в кустах

Кроме того, следует предложить детям составление предложений по данным схемам:

Для формирования умения производить синтаксический разбор предложения и устанавливать связь между словами в предложении на основе смысловой зависимости и по вопросу можно разобрать следующие предложения: Желтые листья медленно падают на влажную землю. При анализе прежде всего определяется, о чём говорится в предложении – о листьях; что говориться о листьях – падают, называется основа предложения – листья падают.

Затем по вопросам устанавливается связь между словами: листья какие? – желтые; падают как?- медленно; падают куда? – на землю; на землю какую? – влажную.

На основе этого же предложения связь слов можно показать графически.

Полезна работа по распространению главных членов предложения:

а) При помощи нескольких пояснительных слов, отвечающих на разные вопросы.

Мы живём где? (палатки), где? (лесные озера). – Мы живём в палатках на лесных озерах.

Руки пахнут чем? (дым, грибы). – Руки пахнут дымом, грибами.

б) При помощи пояснительных слов и словосочетаний.

Дети кормят … (зима, синицы). – Дети кормят зимой птиц.

Синицы зимуют … (города, села). – Синицы зимуют в городах и селах.

Итак, работа по распространению главных членов предложения помогает не только осознавать структуру предложения, но и правильно употреблять предложно – падежные формы существительных. Особенно эффективные виды упражнений, направленных на то, чтобы вместе учащиеся понимали сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания.

Изучение однородных членов предложения в начальной школе.

В общей работе по формированию у младших школьников синтаксических знаний и умений важная роль принадлежит четвертому классу, где учащиеся изучают тему «Однородные члены предложения» и на основе полученных знаний учитель формирует у них пунктуационные учения, связанные с постановкой запятых между перечисляющимися однородными членами предложения, а также между однородными членами, объединенными союзами а, но. Несмотря на то что материал об однородным членам предложения дан в учебнике дважды: в начале и в конце года, рекомендуется этот материал объединить и изучить в начале года в течении 8 – 10 уроков.

В процессе изучении темы учащиеся должны осознать, что однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, а однородные второстепенные члены предложения, отвечая на определённые вопросы, относятся к одному из главных членов предложения: или подлежащему, или сказуемому; что однородные члены предложения могут быть главными членами и второстепенными членами. Умение находить в предложении однородные члены предложения формируются, во – первых, при установлении связи между словами в предложении, во – вторых, при постановке одного и того же вопроса к ряду однородных членов предложения, в – третьих, при развитии способности ребенка слышать в чужой речи и передавать в собственной речи интонацию перечисления, противопоставления, в - четвертых , при составлении схем предложении с однородными членами.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Другое о образовании:

Личностное становление студентов в зависимости от устойчивости выбора профессии
Процесс профессионального становления рассматривается как проблема поиска смысла собственного существования человека и оценивается как глубинное личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции, построением жизненных планов. Качество профессионального функционирования личнос ...

Полоролевые различия в нравственном развитии
Дети непохожи друг на друга. И наиболее явные различия между детьми связаны с их полом. Известно, что половые различия важны для процесса развития личности. Для мальчиков и девочек существуют различные стили поведения, игры, увлечения и т.д. Замечено, что мальчики более склонны к проявлениям агресс ...

Проведение экспертизы деятельности региональных психологических служб системы образования
Целью является оказание практической помощи руководителям районных, городских органов управления образованием по вопросам проведения экспертизы деятельности региональных психологических служб. Региональная психологическая служба создается в целях обеспечения социальных и психологических условий для ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru