Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Страница 10

При выполнения любых упражнений в дальнейшем следует обращать внимание детей на однородные члены предложения, на знаки препинания между ними, включать распространенные предложения в состав упражнений для синтаксического разбора.

На уроке полезно учить детей соотносить подлежащее и сказуемое, изменяя форму глагола. Например, при анализе предложения В небе(лететь) журавли важно показать детям, что слово лететь следует изменить, так, чтобы оно было связано по смыслу со словами журавли: журавли что делают? – летят.

При анализе предложения В рощах( лето, весна, зима) недолго гостило сказуемое соотносится с подлежащим лето растило лето), а подлежащее весна требует глагола – сказуемого гостила ( весна гостила).

Дальнейшая работа по определению подлежащего и сказуемого будет иметь определенную вариативность: 1) дети должны учиться находить подлежащее по значению, по вопросу, вне зависимости от места, занимаемо подлежащим в предложении. Вот почему для анализа нужно брать предложения, в которых подлежащее было бы и в начале, и в конце предложения; 2) дети должны понимать, что сказуемое может отвечать на разные вопросы: не только на – вопрос что делает?, но и на вопрос что делается? Например: Поля покрываются цветами (что с полями делается?).

Работа такого рода должна предостеречь учащихся от ошибок в определение подлежащего и сказуемого. Разбор второстепенных членов в сначала производится в группе подлежащего, затем в группе сказуемого.

Полезно детям дать инструкцию.

Разбирайте предложение так:

(Кто?) Пчелы (что делали?) гудели

(Как?) (где) (в чем?)

шумно в кустах

Кроме того, следует предложить детям составление предложений по данным схемам:

Для формирования умения производить синтаксический разбор предложения и устанавливать связь между словами в предложении на основе смысловой зависимости и по вопросу можно разобрать следующие предложения: Желтые листья медленно падают на влажную землю. При анализе прежде всего определяется, о чём говорится в предложении – о листьях; что говориться о листьях – падают, называется основа предложения – листья падают.

Затем по вопросам устанавливается связь между словами: листья какие? – желтые; падают как?- медленно; падают куда? – на землю; на землю какую? – влажную.

На основе этого же предложения связь слов можно показать графически.

Полезна работа по распространению главных членов предложения:

а) При помощи нескольких пояснительных слов, отвечающих на разные вопросы.

Мы живём где? (палатки), где? (лесные озера). – Мы живём в палатках на лесных озерах.

Руки пахнут чем? (дым, грибы). – Руки пахнут дымом, грибами.

б) При помощи пояснительных слов и словосочетаний.

Дети кормят … (зима, синицы). – Дети кормят зимой птиц.

Синицы зимуют … (города, села). – Синицы зимуют в городах и селах.

Итак, работа по распространению главных членов предложения помогает не только осознавать структуру предложения, но и правильно употреблять предложно – падежные формы существительных. Особенно эффективные виды упражнений, направленных на то, чтобы вместе учащиеся понимали сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания.

Изучение однородных членов предложения в начальной школе.

В общей работе по формированию у младших школьников синтаксических знаний и умений важная роль принадлежит четвертому классу, где учащиеся изучают тему «Однородные члены предложения» и на основе полученных знаний учитель формирует у них пунктуационные учения, связанные с постановкой запятых между перечисляющимися однородными членами предложения, а также между однородными членами, объединенными союзами а, но. Несмотря на то что материал об однородным членам предложения дан в учебнике дважды: в начале и в конце года, рекомендуется этот материал объединить и изучить в начале года в течении 8 – 10 уроков.

В процессе изучении темы учащиеся должны осознать, что однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, а однородные второстепенные члены предложения, отвечая на определённые вопросы, относятся к одному из главных членов предложения: или подлежащему, или сказуемому; что однородные члены предложения могут быть главными членами и второстепенными членами. Умение находить в предложении однородные члены предложения формируются, во – первых, при установлении связи между словами в предложении, во – вторых, при постановке одного и того же вопроса к ряду однородных членов предложения, в – третьих, при развитии способности ребенка слышать в чужой речи и передавать в собственной речи интонацию перечисления, противопоставления, в - четвертых , при составлении схем предложении с однородными членами.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Другое о образовании:

Взаимосвязь лепки с другими видами деятельности и занятиями
С изобразительной деятельностью. Изобразительная деятельность, кроме лепки, включает ещё такие виды занятий, как рисование, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребёнка об окружающем мире, которые конкретизируются в зависимости от особе ...

Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольников
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотив ...

Психолого-педагогическая характеристика ребенка 3-х летнего возраста
По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, 3-х летний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологического развитие. К трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свой ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru