Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Страница 6

в слове лыжи, заглавной буквы в начале предложения.

На уроке можно познакомить учащихся и с интонацией вопросительного предложения. Записанные на доске предложения Когда выпал снег? Кто катается с горы? Зимой много снегу? нужно прочесть так, чтобы в них был слышен вопрос: Кто // катается на санках? Когда // выпал снег? Учитель объясняет детям, как надо читать предложения, когда в конце их стоит вопросительный знак / вопросительное предложение надо читать с интонацией законченности, нос сильным повышением тона на том слове, которое содержит вопрос ):

Когда выпал снег? Кто радуется первому снегу?

Для того чтобы научить детей чувствовать различие в произношении повествовательного предложения и вопросительного, нужно постоянно обращать их внимание на правильное произношение этого и другого вида предложений:

Идёт снег. / Когда выпал снег?

Скоро будет Новый год. /Скоро будет Новый год?

В целях закрепления умений в правильном чтении повествовательных и вопросительных предложений полезно предложить учащимся прочесть одно и тоже предложение сначала с повествовательной интонацией, затем с вопросительной, потренировать их в чтении предложений, например: Когда выпал снег? Холодно птицам (.?) Куда улетели птицы?

На последующих уроках закрепляются умения детей в интонационно правильном чтении повествовательных, вопросительных предложений, в постановке знаков препинания, в постановке логического ударения, в восстановлении предложений из деформированного текста. Например:

Прочитайте. Ответьте на вопросы, используя слова в скобках.

Чем покрыта земля? (снегом)

Какая погода на улице: (холодно)

Как разрисовал мороз окна? (белыми узорами)

Что делают воробьи? (прыгают по снегу)

Спишите вопросительные предложения. При ответе на вопросы важно проследить за те, чтобы дети правильно строили предложения. Ответ на второй вопрос может иметь два варианта: На улице холодно. и На улице холодная погода. Для развития интонационных умений полезно тренировать детей в течение и вопросительных, и повествовательных предложений.

В процессе работы над ответами хорошо поработать и над порядком слов. Например, при ответе на вопрос: Как разрисовал мороз окна? можно использовать различный порядок слов: 1)Мороз разрисовал окна белыми узорами. 2)Белым узорами разрисовал мороз окна.

Для работы по определению логического ударения в предложении можно предложить детям следующее упражнение.

Ученик читает написанный на доске текст: Синицы или сороки подлетели к кормушке. Синицы подлетели к кормушке или отлетели от неё?

Другой ученик читает ответ на вопрос: К кормушке подлетели синицы , выделим голосом слово, которое отвечает на поставленный вопрос. Например, при ответе Синицы подлетели к кормушке или к окну? ребёнок должен голосом выделить слово к кормушке.

Цель следующего урока: научить детей определить границы предложения, тренировать их произношении предложений, чтении диалога, составлении вопросительных предложений.

Для анализа учащимся даётся текст.

Три медведя.

В домике жили три медведя один медведь был отец он был другой была медведица она была поменьше.

Под руководством учителя дети делят данный текст на предложения, выясняют, о ком говорится в каждом предложении, тренируются в чтении предложений (понижение голоса к концу предложения, пауза внутри предложения), затем проводится подготовка к письму предложений. Учитель обращает внимание детей на заглавную букву в начале предложения, слово домике дети проговаривают по слогам, обращают внимание на сочетание жи в слове жили, вспоминают, что слово медведь из словаря, написание его надо запомнить.

Под руководством учителя дети делят данный текст на предложения, выясняют, о ком говорится в каждом предложении, тренируются в чтении предложений (понижения голоса к концу предложения, пауза внутри предложения), затем проводится подготовка к письму предложений. Учитель обращает внимание детей на заглавную букву в начале предложения, слово домике дети проговаривают по слогам, обращают внимание на сочетание жи в слове жили, вспоминают, что слово медведь из словаря, написание его надо запомнить. Под диктовку дети записывают три предложения: В домике жили три медведя. Медведь был большой и лохматый. Медведица была поменьше.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другое о образовании:

Общее понятие о культурной форме и функция учителя как посредника
Предельный контекст анализа и проектирования образовательных ситуаций описывается схемой трансляции культуры. Эта схема сама по себе двойственна. С одной стороны, она описывает "максимальный" контекст, рассматривая образование даже не просто как исторически развивающийся социокультурный и ...

Причины возникновения нарушений речи
Причина нарушений речи – воздействие на организм внешнего или внутреннего фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства, и без которых последнее не может возникнуть. Причинами возникновения нарушений речи могут быть: I. Врождённые (травмы, полученные во внутриутр ...

Программа «Пралеска» - первая национальная программа воспитания и обучения в детском саду
Временным творческим коллективом под руководством профессора Е.А.Панько и доцента А.И. Васильевой создана первая национальная программа «Пралеска». Основными задачами программы являются: - охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни; - обеспечение полноценного св ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru