Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Страница 5

Таким образом, по этим направлениям строится работа над предложением в начальной школе.

Основной путь вооружения учащихся младшего школьного возраста теоретическими сведениями о предложении, его признаках – специально подобранные упражнения, формирующие у детей « предложение» в совокупности его смысловых и формально – грамматических признаков, знакомящие с содержательной, формально- грамматических и интонационной сторонами в их единстве.

Изучение видов предложений

Для оформления общего понятия « предложение», для развития речевых навыков важное значение имеет знакомство учащихся с коммуникативной функцией предложения. В программе для начальных классов говорится, то по теме « Предложение» учащиеся получают сведения « о видах и предложений: повествовательных, вопросительных и восклицательных». Далее это конкретизируется данными по каждому классу.

Так, в I – IV классах учащимся должны уметь выделять из речи предложения, соблюдать при чтении предложений интонации и паузы по знакам препинания и после предварительного анализа записывать их, ставить точку в конце предложения. Учащиеся усваивают правила употребления большой буквы в начале предложения, знакомятся с поставкой вопросительного и восклицательного знаков». Это значит, что уже в 1 классе учащиеся практическим путем знакомятся с предложением как единицей речи, приобретают элементарные умения оформлять эту единицу на письме. Далее в программе говорится что: « В 3 классе учащиеся должны усвоить понятия и термины « повествовательное предложение», « вопросительное и восклицательное предложения», учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, усваивают правила употребления не только точки, но и знака вопроса в конце предложений. Во всех классах они составляют предложения указанных типов».

Одной из причин отсутствия у значительной части третьеклассников развитого речевого слуха и пунктуационных навыков является, на наш взгляд, то что задания к упражнениям учебника « Русский язык» носят формальный характер. Некоторые задания сосредоточивают внимание учащихся на интонационной стороне предложений только в общем плане. В учебниках русского языка очень мало таких заданий к упражнениям, в которых бы внимание детей привлекалось к содержательной и интонационной стороне предложений в их единстве.

Все это приводит к тому, что учащиеся, зная определения вопросительного и восклицательного предложений, не могут пунктуационно правильно оформить эти предложения при написании самостоятельных и контрольных работ. Методическая наука ведет активные поиски путей совершенствования методики изучения элементов синтаксиса в начальных классах, так как от правильного определения их в лингвистическом и методическом отношении во многом зависит от качества усвоения детьми синтаксиса в последующих классах. Вопросы о необходимости изучения синтаксических понятий в совокупность всех их признаков, о повышении теоретического уровня преподавания синтаксиса не раз ставились в работах П.Г. Рамзаевой, И.В. Прокопович, Г.А. Фомичевой и других методистов.

В своей работе при ознакомлении с повествовательными, вопросительными и восклицательными предложениями методисты сосредоточили внимание третьеклассников на совокупности всех признаков: на смысловой стороне, интонации и наличии главных членов предложения.

В работе над предложением можно выделить два этапа: начальный и основной. На начальном этапе главное внимание было уделено развитию интонационных умений детей. Так, на одном из уроков по теме "Предложение" дети читают предложения по учебнику, устанавливают, о ком, о чём говорится в них, что говорится. После этого учитель обращает внимание детей на правильное чтение предложений, показав их интонационную схему. Например: Зимой много снегу. Миша катит ком.

Повествовательные предложения предполагают чтение в спокойном тоне, с некоторой нагрузкой в середине предложения и с обязательным пониманием тона в конце предложения.

Интонация законченного предложения характеризуется спокойным понижением голоса, на конце предложения ставится точка.

Очень важно на этих уроках следить за правильным интонированием предложений. Под диктовку учителя дети могут записать записывать предложения. У Иры сани. У Лиды лыжи, предварительно повторив правила правописания собственных имён, разделительного написания предлогов со словами, сочетания «жи»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое о образовании:

Методика формирования культуры поведения
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадова ...

Образовательное значение критики школьного учебника в обучении педагогов математиков
Одной из важных задач образования педагога математика является становление проектного мышления. Под проектным мышлением мы понимаем такое мышление, которое создает образ будущей деятельности и тех средств, в том числе и еще не существующих, которые необходимы для того, что бы эта деятельность состо ...

Особенности музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и м ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru