Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Страница 12

При изучении однородных членов, объединённых союзами, дети должны усвоить интонацию сопоставления – противопоставления. Например:

Зимой солнце светит, но не греет.

Осенью птицы улетают, а весной прилетают.

В процессе упражнений учащиеся буду осознавать, что запятые между однородными членами предложения ставится при перечислении, перед союзом а, перед союзом но; запятая не ставиться между однородными членами, если два однородных членов соединенные союзом и, тренироваться в постановке запятой между однородными членами. Обобщить знания детей о постановке знаков препинания можно при составлении таблицы:

Запятая ставится

Запятая не ставится

О,О,О

О, а О

О, но О

О и О

Таким образом, идёт изучение однородных членов предложения на уроках русского языка в начальной школе.

Итак, в главе II рассмотрены приемы работы над словосочетанием, основные направления работы над предложением в начальных классах; ознакомление младших школьников с главными и второстепенными членами предложения, с однородными членами предложения в начальной школе .

Высшим уровнем языковой системы является синтаксический уровень. На синтаксическом уровне осуществляется взаимодействие всех уровней языковой системы, так как взаимосвязь лексического значения слова, его морфологических признаков и сочетательных возможностей наглядно проявляется в строе словосочетания, предложения в связанном тексте. Проведение систематической работы по синтаксису способствует повышению орфографической и речевой подготовки младших школьников, наибольшей осознанности при проведении синтаксического анализа, обеспечивает преемственные связи между начальным и средним звеном школы в общей системе обучения русскому языку.

К сожалению, в имеющихся на сегодняшний день учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена крайне скупо, лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения и для анализа предложения по цели высказывания и по интонации.

Владение синтаксической грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека. Для этого учитель русского языка должен владеть методикой обучения синтаксическим умениям, а этому учит методика синтаксиса.

Настоящая работа имела своей целью выявление наиболее эффективных приемов и форм работы над словосочетанием и предложением в начальных классах таких, как использование наглядного материала(таблиц, схем), строгой системы разнообразных практических заданий и упражнений: синтаксический разбор, составление рассказов, восстановление деформированных предложений и словосочетаний, составление словосочетаний из слов, деление сплошного текста на предложения, нахождение основ, анализ предложений и словосочетаний.

В соответствии с указанной целью в работе были решены следующие задачи:

1. Проанализирована научно-методическая литература по проблеме исследования. Анализ литературы показал, что вопросам формирования синтаксической грамотности на современном этапе не уделяется особого внимания. Лишь пособие В. С. Валгиной по методике синтаксиса[19] дает лингвометодический анализ правил синтаксиса, излагает цели и задачи школьного курса синтаксиса. В исследованиях Т. П. Сальниковой [8] основное внимание уделяется проблеме диагностики и прогнозирования синтаксических ошибок.

2. Раскрыты научные основы изучения синтаксиса в школе: синтаксические положения, лежащие в данной работе, выявлены основные единицы синтаксиса, признаки словосочетаний и предложений, общие сведения о типах предложений и его составляющих, даны определения основным понятиям синтаксиса, изучаемых в школе: словосочетание, предложение, а так же главные и второстепенные члены предложения, виды словосочетаний и предложений и т.д.

3. Рассмотрены особенности формирования таких синтаксических умений учащихся на уроках русского языка в школе, как умений находить в коммуникативных единицах смысловые отрезки, в соответствии с изученными синтаксическими правилами; делить предложения на слова, составлять предложения из слов, оформлять словосочетания и предложения правильно на письме, выделять словосочетания и устанавливать связь слов в предложении, отличать группу слов от предложений, находить грамматическую основу предложения, выделять структуру простого и сложного предложения, находить синтаксические ошибки и исправлять их. Особенности формирования синтаксических умений школьников заключаются в необходимости наблюдения над логико-предметной информацией, выраженной в предложении, в обязательном наблюдении над структурой предложения.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Другое о образовании:

Развитие нравственности в онтогенезе
В этической литературе проблема формирования нравственного сознания рассматривается обычно лишь в процессе филогенеза как проблема происхождения нравственности. Что же касается проблемы «происхождения нравственности» в отдельной личности, т. е. возникновения и формирования морального сознания в про ...

Общение ребенка дошкольного возраста с взрослыми
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьм ...

Сущность межпредметных связей
Целостная научная картина мира является мозаикой, состоящей из множества дисциплин, изучающих теории различного характера. Но, не смотря на то, что изучаемый материал очень разнообразен, между его различными элементами существуют логические цепочки, или связи, которые именуются межпредметными (МПС) ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru