На основе этих умений у учащихся формируются речевые и пунктуационные навыки, связанные с правильным употреблением в собственной устной и письменной речи предложений с однородными членами, с постановкой запятых между однородными членами предложения.
Работу по подготовке к изучению однородных членов предложения следует начать в период повторения материала, пройденного в 1 – 2 классах. При повторении знаний о частях речи полезно познакомить учащихся с союзами, сообщить им, что союз, так же как и предлог, являются частью речи.
При анализе предложения Звёзды меркнут и гаснут следует показать детям, что сказуемые меркнут и гаснут объединены союзом и, ввести термин «союз.» В процессе выполнения упражнений нужно систематически предлагать детям дополнительные задания: назвать, подчеркнуть, выписать союзы; выписать предложения с союзами: и , а, но, что,.
Работу по ознакомлению с однородными речами предложения полезно начать с анализов упражнения. Желательно, чтобы текст в начале прочитал учитель, соблюдая интонацию перечислений и интонацию конца предложения, а дети на слух называли слова, которые перечислялись. Затем названные слова нужно сопоставить с текстом упражнения, обратить внимание на запятые, разделяющие однородные члены, списать предложение, подчеркнуть однородные члены предложения. При анализе нужно показать детям, что слова чижи, малиновки, овсянки отвечают на вопрос кто? Это однородные подлежащие.
Схема этого предложения такая:
![]() | |||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Ск П П П
Во втором предложении однородные сказуемые взаимозависимы от подлежащего, зависимо взаимосвязаны с ним. Вот схема этого предложения:
![]() |
П Ск Ск Ск
В третьем предложении второстепенные члены отвечают на вопрос где? На чем? И относится к сказуемому расцвели. Вот схема третьего предложения:
П Ск
Вт.ч Вт.ч Вт.ч
После проведения и составления схем нужно прочитать правила об однородных членах предложения. На этом же уроке можно написать диктант на основе рассказа В.А. Сухомлинского «Я не боюсь не грома, не молний»:
Был жаркий день. Дети ушли в лес. Там они играли, купались, варили кашу. К вечеру загрохотал, загремел гром. Витя от испуга спрятался под большим дубом. Лес зашумел, застонал. Витя хотел заплакать, но вдруг увидел одноклассницу Валю. Мальчику стыдно бояться.
- Не плач, Валя, я не боюсь не грома, не молнии.
Учащиеся читают текст, анализируют его с точки зрения содержания, находят в тексте однородные члены.
После анализа дети записывают текст так, как запомнили. По окончанию работы следует предложить детям назвать второстепенные члены, которые они употребили, и объяснить постановку знаков препинания. На втором уроке нужно закрепить умения учащихся в нахождении однородных членов предложения, в произношении их с перечислительной интонацией, в постановки запятой между однородными членами предложениями.
Следующий этап работы над однородными членами предложения связан с условием союзов, соединяющих однородные члены, и с постановкой знаков препинания. Для наблюдения интонацией перечисления при однородных членах, объединенных союзами, следует использовать специальные упражнения.
Другое о образовании:
Теоретические основы организации внеклассной работы в начальных классах
общеобразовательной школы
Процесс совершенствования математических знаний, способствующий развитию школьника, должен осуществляться как на уроках, так и во внеурочное время. Поскольку целенаправленная внеклассная работа способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, воспитывает интерес к ...
Примеры клоуз-тестов, направленных на контроль уровня владения активной
лексикой
Как известно, традиционные приемы проверки знаний, навыков и умений учащихся, применяемые в учебном процессе, не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к рациональному контролю. Поиск эффективных форм контроля обусловил все возрастающий интерес к методу тестов. Тестирование как метод состоит из ...
Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане
Социально–политические преобразования в Узбекистане отражают объективную потребность в анализе и поиске путей разработки современных подходов в обучении и воспитании молодежи в целях обеспечения прогресса страны, укрепления ее авторитета в мире и роли в Центрально–Азиатском регионе. Вместе с тем не ...