Уровень экономического развития в этих странах средний. Несмотря на многие факторы, инвестиций в профессиональное образование в них недостаточно. Это Эстония, Польша, Словения, Чешская Республика и Венгрия.
Вторая группа стран характеризуется тем, что они традиционно имеют структуры по профессиональному тренингу (обучения), но значительно сократили ее базу. Усилия усовершенствовать систему с помощью европейских фондов привели к первым шагам в этом направлении с участием международных образовательных центров. Для них необходима финансовая и политическая поддержка для укрепления их роли в реструктуризации и модернизации профессионального образования.
В настоящее время такая помощь ограничивается лишь случайными попытками оказать содействие. Трансформационный процесс зависит, следовательно, и от систематичной помощи и инициативы. В эту группу включаются Болгария, Румыния, Россия, Украина. По некоторым позициям положение России более удовлетворительно.
Третья группа включает такие страны СНГ, как Кыргызстан, Молдавия и Туркмения. Они характеризуются довольно слабой и многоструктурной экономикой, слабой системой профессионального образования в результате их прежней сильной зависимости от Центра.
Стартовая позиция этих стран отличается по отношению к странам двух первых групп. К ним не может быть применена ситуация и предложена система профессионального образования как к другим группам. Эти страны имеют большую долю сельскохозяйственного сектора, недостаточную активность в сфере частного предпринимательства и нуждаются в финансовых вливаниях и помощи на базовом уровне.
Данная классификация чрезвычайно относительна и делает акцент на различных стратегиях, приоритетах, специфике страны, модели и различных результатах для каждой из них.
Необходима дифференциация обучающих систем и разработка более ясных регулирующих документов по аккредитации и выдаче сертификатов, с последующим их признанием, как удостоверяющих уровень компетенции специалиста. Государство и социальные партнеры, с одной стороны, и учебные заведения – с другой должны войти в русло взаимопонимания и достижения согласия по вопросам признания результатов учебного процесса и личных достижений студента, получающего сертификат, удостоверяющий его компетентность. Условия в Центральной Азии совершенно различны от условий европейских стран. Приоритет должен быть отдан процедурам
разработки стандартов и учебно-программного обеспечения. Эти страны не могут применить у себя подходы, приемлемые, к примеру, для европейских стран, которые в некоторых случаях чрезвычайно сложны, и разработаны соответствующими структурами, представлявшими промышленно – финансовые группы. Они были успешны только потому, что существовала соответствующая мощная инфраструктура, широкая поддержка и штат компетентных лиц в этом секторе.
Из опыта разработки профессиональных стандартов в зарубежных странах, применительно к условиям образования в Узбекистане, можно выделить следующие позиции:
– в квалификационных стандартах усиление идеи перспективы профессионального образования с учетом рынка труда определенных регионов республики; увеличение большего числа практических элементов;
Другое о образовании:
Два подхода к преподаванию математики и задача проектирования курса геометрии
Проблемы в самой математической науке неизбежно влекут за собой проблемы в преподавании математики. Пересмотр основ математики сильно отразился на преподовании геометрии, как на основе и историческом начале всей математики. Остро встал вопрос: «Как преподавать математику и в частности геометрию?». ...
Роль детского коллектива в развитии личности
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его о ...
История формирования понятия числа
Несомненно, что для школьной математики число является тем понятием, с которого начинается обучение и которое сопровождает школьника до конца обучения. Понятие целого числа возникло в незапамятные времена. Вначале это было вызвано необходимостью считать конкретные предметы: пять овец, восемь мужчин ...