Следует отметить такое важное свойство перцептивного образа, как его субъективность, т. е. зависимость от мотивации, эмоционального состояния, установок. Это подчеркивает значение среды для развития ребенка, которая может стимулировать как положительное, так и угнетенное его эмоциональное состояние, закреплять соответствующее поведение. Среда активно формирует восприятие ребенка, предлагая ему руками взрослого, предметы ближайшего окружения, ставя перед ним проблемные задачи. От окружения зависит активность перцептивно-моторной сферы ребенка, а в дальнейшем — его качество жизни.
Развитие у детей зрительно - двигательной координации, ручной и мелкой моторики осуществляется при использовании специальных дидактических игр и упражнений. Педагог в дидактических играх и упражнениях упрощает свою речь, сокращает текст, меняет речевую инструкцию, делая ее доступной пониманию ребенка. Важно при этом сформировать у детей подражательную способность, научить их выполнять постепенно усложняющиеся движения отдельными пальцами и всей кистью руки. На этом же этапе совершенствуются орудийные действия. Дети учатся выполнять отдельные задания кисточкой, маркером, фломастером, осуществляя специфические орудийные действия.
Совершенствование восприятия и зрительно–двигательной координации способствует появлению у детей перцептивно-моторных действий, которые формируются достаточно длительно. Проводя линии и прослеживая за движением изобразительного средства (фломастер, кисть), ребенок с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью часто отвлекается, переходит на неспецифические действия с ними. Он может начать обсасывать, грызть, стучать, катать фломастер и др. Но постепенно под влиянием совместных действий с педагогом отвлечения происходят реже, так как совместные действия взрослого с ребенком приводят к возникновению у него специфических орудийных действий и продуктивной деятельности в целом. При выборе изобразительного средства учитываем: какой из возможных требует минимальных затрат для получения следа на бумаге. Практика показала, что чаще педагоги на первых этапах предлагают детям пользоваться карандашами, так как не требуется больших организационных затрат. Это не совсем верно. Ребенку с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью требуется много усилий для удержания и нажима карандаша. На первом этапе программы рекомендуем использовать гуашь, маркеры, фломастеры и нетрадиционные средства изобразительной деятельности. Определенное время у педагога в работе с детьми данной категории займет формирование положительной, адекватной реакции на сами изобразительные средства. Дети отказываются работать с ними. Если обучаем рисованию с помощью техники пальцевой живописи (рисуем, обмакнув палец, ладонь в тарелочку с краской), дети (особенно с аутизмом) отказываются «пачкать» руки. Это следует учитывать при планировании работы и ставить соответствующие задачи к занятиям. Используем показ педагога с кратковременным привлечением детей к деятельности, совместным действиям. На разных занятиях работаем с различными материалами, изучаем возможности и желания детей. Для закрепления полученных умений работать с материалами и знаний о свойствах материалов проводится работа в свободное от занятий время во второй половине дня, на прогулках. Воспитатели закрепляют двигательные умения. Предлагают детям оставлять след от палочки, пальца на песке, на поверхности с нанесенной на нее пеной для бритья, крупой, от мокрых следов ног, рук на куске бумаги, линолеума. Исходя из трудностей организации работы с каждым ребенком, не обязательно предлагать каждому ребенку отдельный лист бумаги (особенно на первом этапе программы). Можно использовать лист обоев для нескольких ребят, оставлять следы от пальцев на зеркале с нанесенным заранее на него густым мыльным раствором. На начальных этапах — это следы животных («мишка идет: топ-топ»), пятна («листья падают», «дождь идет: кап-кап»). Как усложнение — линии («привяжем ниточку к шарику»). Учитывая особенности моторики рук ребенка, используем средства, удобные для работы. Это прежде всего нетрадиционные: поролон (размером, удобным для захвата и удержания ребенком, он может быть присоединен к дополнительной ручке, зажиму), различные пробки, заготовки из ткани, разрезанные овощи, листья растений, перья птиц, нитки, веревки, игрушечные машинки, ватные палочки, шарики из фольги (смятой бумаги, пластилина). Карандаши, фломастеры, маркеры по той же причине используются не круглые и тонкие, а граненые и толстые. Существуют различные резиновые, граненые насадки на карандаши и кисти, которые используются в работе с детьми рассматриваемой категории. Если их нет, то карандаши, фломастеры и тонкие кисти обкладывают счетными или другими палочками и закрепляют их. Карандаши предлагаются для работы мягкие; фломастеры, не высохшие, краски, заранее разведенные (предпочтительнее гуашь либо специально изготовленные краски). Для удобства в работе краски располагают на пластмассовой тарелке либо на штемпельной подушке в определенной коробочке. Такие коробочки (баночки) удобны в работе, так как их можно пополнить краской, водой и использовать многократно. Учитывая, что детям с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью предлагают рисовать сначала одним цветом, а затем выбирать из двух и более цветов, потребуется небольшое количество штемпельных подушек.
Другое о образовании:
Психологические особенности начального этапа обучения
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до10-11 лет (1 – 4 классы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста нельзя считать неизменяемыми. Они зависят от готовности ребенка к школе, а так же от того, с какого времени начинается и как идет обучение ...
Нравственное развитие детей в отечественной и зарубежной психологии
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить о сензитивных периодах нравственного развития ребенка. Как отмечал Л.С. Выготский, «нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возраст ...
Методика использования контрольно-аттестационного комплекта на занятиях по
другим дисциплинам экономического направления
Цель контрольного процесса на занятиях экономического направления: убедиться, что приобретенные знания и умения по определенным дисциплинам соответствуют предъявляемым требованиям. Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями. Как было установлено, о ...