Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью

Новая педагогика » Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью

В исследованиях З.М. Богуславской, Л.С. Венгером, А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко, А.А. Катаевой, Н.Н. Поддьяковым, А.П. Усовой подчеркивается значимость сенсорно–перцептивного развития детей дошкольного возраста, а сенсорное воспитание выделяется как одно из ведущих направлений развития ребенка.

Разработка проблемы сенсорного воспитания детей осуществляется в рамках исследований восприятия как своеобразной сенсорно-перцептивной деятельности. В целом проблема восприятия является классической. Она имеет богатую историю и достаточно подробно разработана. Интерес к этой проблеме обусловлен, в частности, тем, что ее решение позволяет понять взаимосвязи чувственного и рационального в отражении человеком действительности.

Данная проблема является актуальной и в специальной педагогики и психологии, в частности при разработке содержания и методов воспитания и обучения детей, имеющих различную степень выраженности нарушений интеллекта.

У детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности. Восприятие детей с интеллектуальной недостаточностью неполное, хаотичное, фрагментарное, выделяя часть, они не замечают, самого объекта, не выделяют или плохо выделяют объект из фона. Все это ставит перед педагогами задачу, направленную на развитие у учащихся правильного, дифференцированного восприятия предметов.

Наглядное, чувственное знакомство с предметами и их свойствами составляет область сенсорного воспитания. Многие сенсорные недостатки, свойственные умственно отсталым школьникам, преодолеваются лишь в ходе такого обучения, при котором сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности. По мнению многих исследователей (Грошенков, Головина, Гаврилушкина, Былино, Захарова), таким положительным эффектом обладает рисование.

Таким образом, наиболее эффективным способом осуществления сенсорного воспитания, в условиях работы ЦКРО и Р и классах второго отделения вспомогательной школы, является изобразительная деятельность, а именно уроки изобразительной деятельности и элементы изобразительной деятельности, включенные в другие уроки. Это обуславливается тем, что среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) изобразительная деятельность носит наглядный характер, позволяет вызывать у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью положительные эмоции и интерес к окружающему миру.

Цель исследования разработать содержание и методы сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности

Объект исследования – содержание сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования – содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

В соответствии с намеченной целью были определенны следующие задачи исследования:

1. Определить особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

2. Разработать программу по изобразительной деятельности 2 отделения вспомогательной школы.

3. Представить методику развития сенсорных процессов у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

В соответствии с поставленными задачами использовались следующие методы исследования:

Анализ литературных источников по психологии и педагогики, связанных с проблемой сенсорного развития детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в коррекционно-воспитательном процессе.

Изучение школьной документации.

Метод наблюдения – прямого (непосредственно на занятиях) и косвенно (опосредованно через ознакомление с учебной документацией и, образовательной продукцией учащихся, методическими наработками учителей).

Другое о образовании:

Обучение Швеции
В Швеции более 30 высших учебных заведений, в том числе 10 университетов (семь из них государственные). Два самых древних университета находятся в Упсале (основан в 1477) и Лунде (основан в 1666). В 1995 в Упсальском университете обучались 18 тыс. студентов, в Лундском и столичном Стокгольмском – п ...

Понятие «коллектив», его признаки и структура
Коллектив – это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью. Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно ли ...

Понятие «Психологическая готовность к обучению»
Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Часть родителей и воспитателей, да и самих детей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь д ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru