Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность

Новая педагогика » Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью » Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность

Страница 4

Важную роль на этапе формирования предпосылок к изобразительной деятельности играет развитие у ребенка понимания обращенной к нему речи и совершенствование активной речи ребенка в процессе изобразительной деятельности. На подготовительном этапе достаточно, если ребенок научится обозначать то, что он нарисовал (или что нарисовал взрослый).

При этом ребенок может пользоваться жестами, лепетными, автономными словами, главное, чтобы они выполняли назывную функцию.

Для развития активной речи ребенка используют прием подкладывания изображений к реальным предметам, обыгрывание лепных поделок, игры с разноцветными красками и разноцветной бумагой.

На подготовительном этапе обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью не приходится говорить об отсутствии внутригрупповых различий. Дети изначально находятся на разном уровне готовности к изобразительной деятельности, что предполагает индивидуальную работу. Даже физическое присутствие на занятии за одним столом не объединяет детей. Только посредничество педагога в ходе длительной работы с детьми позволяет им «увидеть» сверстников, а партнерские отношения между ребятами возникают позже, в ходе систематической работы по социальному воспитанию детей. Взрослый учитывает уровень развития детей и по возможности строит работу в группе, используя различные варианты выполнения действий — по подражанию, по образцу, по речевой инструкции, тем самым осуществляет личностно ориентированный подход в обучении.

«Техническая грамотность» у детей воспитывается в ходе овладения ими основными изобразительными средствами — пятном, линией, цветом, кроме того, детей учат правильно держать изобразительные средства, пользоваться ими при рисовании, убирать после окончания работы.

В некоторых исследованиях делается акцент на то, что для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью «невозможным является решение собственно изобразительных задач (слепить, нарисовать и т. п.)» (О.

П.

Гаврилушкина, 2002),

и поэтому основное внимание уделяется играм с изобразительными, средствами. Действительно, изобразительные задачи присутствуют на всех этапах обучения рисованию, даже если детям предлагается создавать беспредметные изображения. Именно четкость постановки этих задач дает возможность взрослому в ходе работы с отпечатками ладошек, например, не позволить детям соскользнуть на хаотичные, дезорганизующие их действия — пачкать друг друга, брать краску в рот, размазывать ее пo столу или по полу. Если сразу перед детьми ставится задача нарисовать яркие ладошки, оставшись при этом чистым и и доброжелательными, то дети под контролем взрослого могут не перепачкаться, а создать выразительное изображение травки, кустика, дерева (узнать их в начертаниях из отпечатков рук). При этом важно учить детей видеть в изображениях подобие реальным предметам, многократно привлекая их внимание к этим объектам в разное время года и при разной погоде. Изобразительные задачи идут параллельно с коммуникативными. Удовлетворяя потребность ребенка в общении, взрослый вносит изобразительные задачи в это общение, делает его продуктивным и целенаправленным. Именно в работе с детьми данной категории наиболее заметна ведущая роль обучения в развитии и результаты этого специально организованного обучения.

В группе детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью наблюдаются особенности подготовительного этапа обучения.

Эмоции выступают непосредственными регуляторами деятельности ребенка. Мотивы, не сопровождающиеся адекватными эмоциями, оказываются, по терминологии А.Н. Леонтьева, только понимаемыми, а не реально действующими. Опираясь на это положение теории деятельности, в группах для детей важно осуществить постепенный перевод игровых мотивов воспитанников в эстетические, социально значимые мотивы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое о образовании:

Проблема разработки МПС в психолого–педагогической литературе
Истоки идеи МПС можно найти в трудах Яна Амоса Каменского, который считал изолированное изучение взаимосвязанных явлений главной причиной непрочных знаний учащихся. В « Великой дидактике» он писал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.» И. Песталоцци, И. Герб ...

Вариативный подход в обучении химии
Разработка учебных курсов вариативного компонента учебного плана, как и любого учебного предмета, предполагает определение его содержания и структуры. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо выявить систему положений, определяющих роль оснований, учет которых позволит отобрать учебный мат ...

Экспериментальное исследование особенностей познавательного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста
В теоретической части дипломной работы нами было рассмотрено современное состояние изученности заявленной темы исследования. Основной цельюнашего исследования является сравнительное исследование особенностей познавательного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста. Теоретический анализ лит ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru