Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность

Новая педагогика » Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью » Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность

Страница 4

Важную роль на этапе формирования предпосылок к изобразительной деятельности играет развитие у ребенка понимания обращенной к нему речи и совершенствование активной речи ребенка в процессе изобразительной деятельности. На подготовительном этапе достаточно, если ребенок научится обозначать то, что он нарисовал (или что нарисовал взрослый).

При этом ребенок может пользоваться жестами, лепетными, автономными словами, главное, чтобы они выполняли назывную функцию.

Для развития активной речи ребенка используют прием подкладывания изображений к реальным предметам, обыгрывание лепных поделок, игры с разноцветными красками и разноцветной бумагой.

На подготовительном этапе обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью не приходится говорить об отсутствии внутригрупповых различий. Дети изначально находятся на разном уровне готовности к изобразительной деятельности, что предполагает индивидуальную работу. Даже физическое присутствие на занятии за одним столом не объединяет детей. Только посредничество педагога в ходе длительной работы с детьми позволяет им «увидеть» сверстников, а партнерские отношения между ребятами возникают позже, в ходе систематической работы по социальному воспитанию детей. Взрослый учитывает уровень развития детей и по возможности строит работу в группе, используя различные варианты выполнения действий — по подражанию, по образцу, по речевой инструкции, тем самым осуществляет личностно ориентированный подход в обучении.

«Техническая грамотность» у детей воспитывается в ходе овладения ими основными изобразительными средствами — пятном, линией, цветом, кроме того, детей учат правильно держать изобразительные средства, пользоваться ими при рисовании, убирать после окончания работы.

В некоторых исследованиях делается акцент на то, что для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью «невозможным является решение собственно изобразительных задач (слепить, нарисовать и т. п.)» (О.

П.

Гаврилушкина, 2002),

и поэтому основное внимание уделяется играм с изобразительными, средствами. Действительно, изобразительные задачи присутствуют на всех этапах обучения рисованию, даже если детям предлагается создавать беспредметные изображения. Именно четкость постановки этих задач дает возможность взрослому в ходе работы с отпечатками ладошек, например, не позволить детям соскользнуть на хаотичные, дезорганизующие их действия — пачкать друг друга, брать краску в рот, размазывать ее пo столу или по полу. Если сразу перед детьми ставится задача нарисовать яркие ладошки, оставшись при этом чистым и и доброжелательными, то дети под контролем взрослого могут не перепачкаться, а создать выразительное изображение травки, кустика, дерева (узнать их в начертаниях из отпечатков рук). При этом важно учить детей видеть в изображениях подобие реальным предметам, многократно привлекая их внимание к этим объектам в разное время года и при разной погоде. Изобразительные задачи идут параллельно с коммуникативными. Удовлетворяя потребность ребенка в общении, взрослый вносит изобразительные задачи в это общение, делает его продуктивным и целенаправленным. Именно в работе с детьми данной категории наиболее заметна ведущая роль обучения в развитии и результаты этого специально организованного обучения.

В группе детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью наблюдаются особенности подготовительного этапа обучения.

Эмоции выступают непосредственными регуляторами деятельности ребенка. Мотивы, не сопровождающиеся адекватными эмоциями, оказываются, по терминологии А.Н. Леонтьева, только понимаемыми, а не реально действующими. Опираясь на это положение теории деятельности, в группах для детей важно осуществить постепенный перевод игровых мотивов воспитанников в эстетические, социально значимые мотивы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое о образовании:

Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность
«История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, ее флоры и фауны, и даже планетарных объектов. Данный нам природой механизм восприятия «красиво-некрасиво» является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает ...

Критика реализации аксиоматического подхода у А.В. Погорелова
Одно из направлений анализа задается вопросом: « На сколько точно и полно реализован аксиоматический подход. Основанием для анализа здесь является сравнение логики построения учебного текста с идеальной моделью. Идеальная модель описана в параграфе 1.3. Рассмотрим логику построения учебного курса. ...

Компоненты вычислительной культуры
Трудно, а может быть даже невозможно дать исчерпывающее определение музыкальной культуры индивидуума или его культуры мышления, да и вообще понятие культуры вряд ли поддается однозначному определению. Можно лишь попытаться выделить те элементы, наличие которых является необходимым признаком культур ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru