Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность

Новая педагогика » Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью » Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность

Страница 1

Изобразительная деятельность — это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего мира, выражает на бумаге, в пластических материалах свое отношение ко всему происходящему.

Отмечается значимость занятий изобразительной деятельностью для познавательного развития ребенка, для коррекции имеющихся у него отклонений. В процессе этих занятий создаются условия для формирования у детей высших психических функций, таких как внимание, восприятие, память, сфера образов представлений, мыслительная, речевая деятельность и воображение. Выделено влияние формирования изобразительной деятельности на личностное становление ребенка с отклонением в развитии.

Обучение детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью проводится с учетом этапов работы, которые отражают процесс формирования изобразительной деятельности (по Е.А. Екжановой).

Первый — подготовительный этап формирования изобразительной деятельности направлен на формирование у детей предпосылок к изобразительной деятельности.

Второй этап — этап формирования предметных изображений на основе предметно-практической деятельности детей и их знакомства со свойствами и качествами предметов.

Третий этап — этап становления сюжетных изображений в ходе формирования образов-представлений, овладения ребенком пространством двумерного листа бумаги. Такой деятельностью дети с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью могут овладеть лишь при специальном, систематическом обучении.

Опираясь на теорию П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, указанные этапы психологически можно представить следующим образом. Сначала идет этап формирования ориентировочных основ изобразительной деятельности; далее — этап формирования всех основных звеньев продуктивной деятельности в процессе овладения ребенком способами отражения существенных внешних качеств и свойств предметов. Третий этап направлен на развитие собственно продуктивной деятельности ребенка на фоне сокращения внешних ориентировочных действий и активизации образной сферы детей.

Подготовительный этап

Выделение подготовительного этапа в обучении изобразительной деятельности детей с разным уровнем интеллектуального недоразвития является необходимым условием, значимым для всей последующей работы по формированию продуктивных видов деятельности.

Задачами подготовительного этапа являются:

• формирование предпосылок к усвоению нового для ребенка или плохо сформированного у него вида деятельности. Подготовка детей к проведению занятий по изобразительной деятельности в групповой и индивидуальной форме;

• относительное выравнивание внутригрупповых различий в достижениях детей;

• создание базисных навыков, необходимых для овладения программным содержанием обучения;

• восполнение упущенного ребенком на предшествующих этапах развития и обучения (особенно, если обучение проходило в неадекватных состоянию ребенка организационных формах).

Психологическими предпосылками являются:

•формирование эмоциональной включенности ребенка в процесс создания изображений;

•развитие восприятия ребенка;

• развитие зрительно-двигательной координации и моторной ловкости;

• развитие различных функций речи (фиксирующей, сопровождающей) в процессе создания изображений.

Эти предпосылки включены в процесс обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. По существу, они также указывают на основные направления работы в ходе подготовительного периода. В практическом плане их тесное взаимодействие реализуется взрослым в ходе целостной организации деятельности ребенка на начальных этапах обучения, поскольку деятельность ребенка с отклонениями в развитии не имеет самостоятельного характера и целиком зависит от возможностей и способностей взрослого организовать совместное взаимодействие. Проблемный ребенок оказывается несостоятельным при выполнении даже самых элементарных действий со средствами и орудиями изобразительной деятельности, поэтому его зависимость от профессиональной грамотности педагога очень велика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольников
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотив ...

Этапы работы над малой формой в старших классах ДМШ
На первом этапе основной задачей является создание общего представления о произведении и эмоциональное восприятие его в целом. Содержание работы - знакомство с материалами о произведении и знакомство с самим произведением. Прежде всего, педагог должен рассказать учащемуся о создателе произведения, ...

Учебный план, предметы и часы обучения. Методы преподавания
Уроки в начальной школе изначально сконцентрированы на чтении, письме и арифметике. Преподавание ведётся как и по отдельным, так и по междисциплинарным предметам. Как правило, предметы- язык, математика, искусство, музыка, физическая культура и в большинстве земель религиозное обучение. Некоторые о ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru