Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Новая педагогика » Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью » Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Страница 1

Современный человек, оказываясь субъектом различных социальных отношений и деятельностей просто не может не учитывать потребностей и интересов других людей, индивидуальных различий в оценке социальных реалий. Необходимость взаимопонимания во всех сферах социальной жизни людей выдвигает проблему развития у современного человека ментальности, ориентированной на продуктивное межличностное взаимодействие, основанное на проявлении уважения к интересам и правам другого человека, стремлении и умении договариваться, находить решения, удовлетворяющие обе стороны.

Те или иные сложности межличностного взаимодействия возникают у многих людей. Причины этих сложностей в социальной психологии связываются с различиями в субъективно – оценочных, индивидуально – избирательных отношениях к действительности у разных людей. Кроме того, у подрастающего поколения, помимо названных причин необходимо отметить проблему «кризиса идентичности».

Осознание человеком своей идентичности является механизмом формирования его внутреннего мира. Многомерность и иерархичность личности, обусловленная разноуровневой идентификацией индивида, обеспечивает более сложные способы осуществления и контроля собственной деятельности, поведения, выработку собственных эталонов и критериев оценки их продуктивности. Иными словами, человек в процессе идентификации овладевает механизмами управления собственной деятельностью, поведением, начинает осознавать личностные смыслы деятельности, организовывать и анализировать собственные действия.

Социальная идентичность с окружающей средой, осознание себя субъектом деятельности, социальных отношений стимулирует конструктивность и гармоничность развития внутреннего «Я», личностный рост на уровне самосознания, самоактуализации, самовыражения.

Трудности и неудачи подростков и юношества в социальном и межличностном взаимодействии отмечаются многими исследователями в области возрастной и социальной психологии, социологии. На особенно остро эта проблема проявляется у подростков и юношей с психическим недоразвитием, что определяется специфическими особенностями когнитивной, эмоциональной и потребностно-мотивационной сфер их личности. Изучение особенностей мотивационной, целевой и инструментальной основ коммуникативной активности этой категории молодых людей может, способствовать поиску новых средств и способов повышения их адаптивных возможностей в образовательном процессе коррекционной школы.

Целью работы исследователей являлось определение психологических характеристик и уровней коммуникативной активности подростков с интеллектуальным недоразвитием в образовательной среде.

Изучение коммуникативной активности предполагает получение ответов на вопросы о том, что представляет собой активное участие личности в общении, каковы показатели сформированности активности общения. В нашем исследовании коммуникативная активность изучалась по одному из ее базовых признаков – продуктивности как характеристики результативности общения.

Продуктивность общения в психологической науке определяется с позиций таких ее показателей, как эмпатия, сотрудничество в общении, его результативности.

Эмпатийность в общении проявляется в сопереживании, своеобразном принятии субъектом тех чувств, которые испытывает партнер по общению. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и, прежде всего, в обучении и воспитании. Эмпатия подростков в общении исследовалась с помощью методики «Исследование уровня эмпатийных тенденций», текст которой был несколько модифицирован с целью адаптации к интеллектуальным возможностям испытуемых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Организация элитного образования
Овладение высшем образованием в университете предполагает подготовку специалиста качественно нового типа – специалиста-исследователя, способного, используя накопленный личностный потенциал и полученные компетенции, на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность. Вырастить элитного спе ...

Стадии развития коллектива
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную тех ...

Колебания скрипичной струны
Теория колебания струны, возбуждаемой действием смычка, довольно сложна, однако основные моменты этой теории были выяснены Гельмгольцем. Поскольку высота тона оказывается соответствующей собственной частоте струны, колебания могут, в известном смысле, считать «свободными», функция смычка заключаетс ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru