Приёмы формирования фонетико- фонематической стороны речи

Страница 1

В своей работе мы использовали следующие приемы логопедической работы:

Массаж.

- Дифференцированный логопедический массаж (для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата). Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что в свою очередь повысить качество звуковой системы языка. Необходимо использовать средства, приемы в зависимости от характера нарушения тонуса мышц (расслабляющего или стимулирующего)

- Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры. Применяют в случае повышения тонуса в речевых мышцах( в лицевой, губной, язычной мускулатуре)

- Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры. Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.

- Массаж язычной мускулатуры. При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка – укрепляющий. Цели массажа – нормализация мышечного тонуса, увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшение слюнотечения. Массаж может осуществляться разными способами (зондовый массаж, пальцевый массаж, массаж деревянным или металлическим шпателем, массаж зубными щетками .)

- Пассивная артикуляционная гимнастика. Проводится после массажа. Начало, конец и фиксация не зависят от ребенка, требуя от него зрительного контроля. Цель – включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц ранее не включенных.

- Активная артикуляционная гимнастика. Осуществляется принцип компенсации, на первых этапах используют максимальное подключение различных анализаторов ( зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Для более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения, слуха. При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

Развитие моторики артикуляционного аппарата.

Упражнения для губ:

Цель: Формирование и развитие правильных и четких движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения.

Трубочка. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы тоже должны быть сомкнуты).

Улыбка. Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

Бублик. Губы округлить (шепотом произносить звук о) и немного вытянуть вперед. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Заборчик. Улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и.)

Упражнения для языка.

Птенчик. Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык спокоен и неподвижен.

Лопаточка. Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести лопатку в рот и опустить за нижние зубы, стараясь не напрягать язык.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Розой Евгеньвной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИ ...

Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада
Наше исследование проводилось на базе ДОУ №10, Белгородского района, с. Таврово. В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы 18 человек: 1. Асинов Руслан 2. Безотечество Влад 3. Бузова Алина 4. Вилькис Ромас 5. Дёрина Кристина 6. Зеленский Фёдор 7. Каменев Фёдор 8. Коломыч ...

Требования к отбору поэтических произведений для детей
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпит ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru