Комплексный анализ действующей в России системы начального образования, проведённый коллегией Министерства общего и профессионального образования РФ, свидетельствуют о том, что в последние годы проведена значительная работа по развитию содержания образования в начальной школе, создание новых учебников, внедрению новых образовательных систем.
Вместе с тем обозначился ряд проблем, требующих решения в ближайшие годы.
При очевидном дефиците учебного времени резко возрастает интенсивность учебного процесса, что ведёт к перегрузке, резко выраженной утомляемости, следствием чего является нарушение физического и психического здоровья обучающихся.
Четырёхлетняя школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребёнка в школе, позволяет снять негативные эффекты школьного стресса, способствует плавному переходу ребёнка из дошкольного детства к систематическому обучению.
Четырёхлетний срок обучения в начальной школе создаёт условия для сохранения здоровья и эмоционального благополучия школьников, поддержания их интереса к учению и углубляет познавательные интересы, а в учебном плане даёт возможность шире представить предметы эстетического цикла и физической культуры.
Зарубежный опыт показывает, что большинство стран мира имеют четырёхлетний и более продолжительный срок обучения. По результатам международных сравнительных исследований, проведённых в 46 странах мира, только 2 страны (Россия и Швейцария) имеют два потока детей, имеющих обучение с 6 и 7 лет. В РФ накоплен значительный опыт, свидетельствующий об эффективности работы 4-летней начальной школы. Разработан и успешно используется полный комплект вариативных учебников и программ для 1-4 классов, в институтах повышения квалификации сложилась система переподготовки учителей, средние и высшие педагогические учебные заведения готовят выпускников к работе 4-летней начальной школе.
С учётом вышеизложенного региональным и муниципальным органом управления образованием необходимо проанализировать состояние системы начального образования в регионе, контингент детей.
При этом необходимо обеспечить право родителей на определение возраста поступления ребёнка в школу, т.е. с 6 и 7лет.
В последние годы всё активнее обсуждается вопрос о пролонгации начальной школы ещё на 1-2 года с целью более эффективного решения задач детей в возрасте 7-12 лет. Год назад в Москве была запущена специальная городская экспериментальная площадка «Шестилетняя начальная школа», на базе которой руководство Департамента образования Москвы хотело бы изучить эту проблему и найти оптимальный способ обеспечения преемственности между начальной и основной школой. Одним из условий, которое могло бы помочь решить эту проблему, является разновозрастное сотрудничество детей начальной школы и учащихся 5-х классов.
Вашему вниманию предлагается материал одной из школ развивающего обучения, активно работающей в составе данной городской экспериментальной площадки.
Одна из задач современной школы – сформировать молодого человека, способного учить самого себя. Чтобы научиться учить себя, быть учителем самого себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому.
Разновозрастное учебное сотрудничество, где младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений – место учителя детей из 1-4 классов, может стать одним из существенных элементов школы, отвечающим особенностям детей.
Место «младшего учителя» - посредника между взрослым и младшим школьником – в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью. Таким образом, в современной школе разновозрастное учебное сотрудничество подростков и младших школьников может стать средством решения двух задач.
Другое о образовании:
Значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с
детьми с ЗПР
Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциона ...
Приемы, условия и средства предупреждения дисграфии у детей с нарушениями
речи
Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпос ...
Особенности формирования общения у детей с умственной отсталостью
По мнению Е.Н. Винарской функциональная способность нервных клеток проекционных полей коры у детей с умственной отсталостью сравнительно сохранна. Поэтому у детей с умственной отсталостью относительно сформирован эмоциональный аспект коммуникативно-познавательной способности, т.е. могут быть развит ...