Концепция новой начальной школы в России

Страница 7

Комплексный анализ действующей в России системы начального образования, проведённый коллегией Министерства общего и профессионального образования РФ, свидетельствуют о том, что в последние годы проведена значительная работа по развитию содержания образования в начальной школе, создание новых учебников, внедрению новых образовательных систем.

Вместе с тем обозначился ряд проблем, требующих решения в ближайшие годы.

При очевидном дефиците учебного времени резко возрастает интенсивность учебного процесса, что ведёт к перегрузке, резко выраженной утомляемости, следствием чего является нарушение физического и психического здоровья обучающихся.

Четырёхлетняя школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребёнка в школе, позволяет снять негативные эффекты школьного стресса, способствует плавному переходу ребёнка из дошкольного детства к систематическому обучению.

Четырёхлетний срок обучения в начальной школе создаёт условия для сохранения здоровья и эмоционального благополучия школьников, поддержания их интереса к учению и углубляет познавательные интересы, а в учебном плане даёт возможность шире представить предметы эстетического цикла и физической культуры.

Зарубежный опыт показывает, что большинство стран мира имеют четырёхлетний и более продолжительный срок обучения. По результатам международных сравнительных исследований, проведённых в 46 странах мира, только 2 страны (Россия и Швейцария) имеют два потока детей, имеющих обучение с 6 и 7 лет. В РФ накоплен значительный опыт, свидетельствующий об эффективности работы 4-летней начальной школы. Разработан и успешно используется полный комплект вариативных учебников и программ для 1-4 классов, в институтах повышения квалификации сложилась система переподготовки учителей, средние и высшие педагогические учебные заведения готовят выпускников к работе 4-летней начальной школе.

С учётом вышеизложенного региональным и муниципальным органом управления образованием необходимо проанализировать состояние системы начального образования в регионе, контингент детей.

При этом необходимо обеспечить право родителей на определение возраста поступления ребёнка в школу, т.е. с 6 и 7лет.

В последние годы всё активнее обсуждается вопрос о пролонгации начальной школы ещё на 1-2 года с целью более эффективного решения задач детей в возрасте 7-12 лет. Год назад в Москве была запущена специальная городская экспериментальная площадка «Шестилетняя начальная школа», на базе которой руководство Департамента образования Москвы хотело бы изучить эту проблему и найти оптимальный способ обеспечения преемственности между начальной и основной школой. Одним из условий, которое могло бы помочь решить эту проблему, является разновозрастное сотрудничество детей начальной школы и учащихся 5-х классов.

Вашему вниманию предлагается материал одной из школ развивающего обучения, активно работающей в составе данной городской экспериментальной площадки.

Одна из задач современной школы – сформировать молодого человека, способного учить самого себя. Чтобы научиться учить себя, быть учителем самого себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому.

Разновозрастное учебное сотрудничество, где младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений – место учителя детей из 1-4 классов, может стать одним из существенных элементов школы, отвечающим особенностям детей.

Место «младшего учителя» - посредника между взрослым и младшим школьником – в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью. Таким образом, в современной школе разновозрастное учебное сотрудничество подростков и младших школьников может стать средством решения двух задач.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Психологические особенности начального этапа обучения
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до10-11 лет (1 – 4 классы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста нельзя считать неизменяемыми. Они зависят от готовности ребенка к школе, а так же от того, с какого времени начинается и как идет обучение ...

Младший школьник как субъект учебной деятельности
Проектируя образование, т. е. предопределяя, выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности — самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подл ...

Методы и приёмы обучения лепке
Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии. Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей спицифики деятельности ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru