Молодежная наука – это форма объединения молодых людей, проявляющих интерес к научному знанию и пытающихся овладеть способами его получения, объединения студентов и их наставников, а также особые методы и формы научной подготовки молодежи. В рамках такого объединения решаются две тесно связанные и взаимообусловленные задачи – приращение научной грамотности молодой частью населения и привлечение в науку молодых талантливых людей, обладающих высокой мотивацией, направленностью на профессиональную научную деятельность.
Одним из перспективных направлений совершенствования системы, научно-исследовательской работы как средства интеллектуального воспитания, развития одаренных студентов является расширение форм научного творчества, обогащение их новым содержанием.
В современной вузовской практике активно используются такие формы научно-исследовательских занятий, как студенческие научные кружки (на младших курсах), проблемные творческие группы (на старших курсах), СНО, участие в научных конференциях, участие в научно-методических и социологических исследованиях, участие в международных программах, конкурсах, олимпиадах.
Ведущей формой организации НИР, воспитания молодых ученых, по-прежнему, является индивидуальная работа научного руководителя с талантливыми студентами.
Одним из самых массовых научных молодежных мероприятий высшей школы является Всероссийский открытый конкурс на лучшую научную работу студентов, активно способствующий выявлению и поддержке талантливой молодежи.
Данный конкурс – это не только возможность проверить себя, заявить о себе, но и возможность участвовать в творческом соревновании. Результаты данного конкурса – это еще и свидетельство качества подготовки специалистов, уровня организации научной работы с одаренными студентами.
В процессе становления и развития в СГУ сложились университетские традиции в организации научных исследований, обеспечивающих интеграцию академических ценностей и инновационных подходов.
Постепенно складываются и элементы системы инновационного творчества молодежи. Совершенствуется практика организации студенческих научно-производственных отрядов. Одной из важнейших составляющих научно-исследовательской работы университета является участие в инновационных выставках, на которых работы молодых ученых и их научных руководителей неоднократно удостаивались высоких наград: медалей, дипломов международных салонов инноваций (г. Москва), Международной промышленной ярмарки в Ганновере, международной выставки-конгресса «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции».
Талантливые студенты принимают активное участие по большинству направлений в Открытом конкурсе на лучшую научную работу, ежегодно получая награды Министерства образования; студенты университета – победители конкурсов грантов (программа IREX; фонд Форда; Центр фундаментального естествознания, г. С-Петербург; Программа INTAS, программа стажировок в научных учреждениях РАН и ведущих вузах России).
В университете успешно работает инновационно-технологический студенческий центр, занимающийся созданием мультимедийного программно-методического обеспечения по дисциплинам естественнонаучного цикла.
Студенты СГУ заняли первое командное место в VI открытой университетской олимпиаде по программированию среди студенческих команд вузов и колледжей ЮФО, команда ФМФ вышла в финал чемпионата мира по программированию.
Студенты университета – участники Всероссийского смотра-конкурса научно-технического творчества студентов вузов «Эврика», основной задачей которого является выявление наиболее активных и перспективных разработок, стимулирование и дальнейшее развитие творческих способностей молодежи.
Важную роль в обеспечении творческого роста студентов, овладение ими опыта научно-исследовательской деятельности является научная инфраструктура университета: Научно-образовательные центры, проблемные научно-исследовательские лаборатории, студенческие научно-исследовательские лаборатории, Юридическая клиника, Психологическая клиника Центр тестирования, Научная библиотека, Центр Интернет-образования, Центр инновационных разработок, а также участие студентов в ежегодно проводимой научной конференции «Университетская наука - региону».
Другое о образовании:
Происхождение аксиоматического метода
С самого зарождения математической науки как самостоятельной отрасли знания и на протяжении более чем двух тысячелетий математики занимались поиском истины и добились на этом пути выдающихся успехов. Необозримое множество теорем о числах и фигурах, казалось, служили неисчерпаемым источником абсолют ...
Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестой миновал», везет дрова из леса, уверенно управляя лошад ...
Понятия «монологического высказывания» как средства общения
Прежде чем перейти к рассмотрению способов совершенствования речевых умений, нам представляется логичным рассмотреть понятие монологического высказывания. Как указывает Е.И.Пассов, монологическая речь представляет собой одну из форм общения, которая реализуется не только в устной, но и в письменной ...