Концепция новой начальной школы в России

Страница 2

Одним из важнейших требований новой начальной школы является устранение упрощённого взгляда учителя на воспитание и осознание им существенной разницы между обучением и воспитанием. Если обучение – это, главным образом, передача знаний, которую можно формализовать, то воспитание невозможно вне личностных отношений, вне общения с человеком-личностью. Воспитание должно осуществляться путём создания условий для сопереживания в процессе такого общения, для большой работы личности над собой, обогащения духовной жизни ребёнка.

Первостепенное значение в воспитании должно отводиться искусству, расширению границ общения с ними. Эстетическое обучение должно пронизывать всю организацию жизнедеятельности ребёнка в школе. Необходимо широко открыть двери школы людям глубоко образованным, деятелям науки и культуры, так как личность воспитывается только личностью.

Рассматривая развитие ребёнка в онтогенезе, некоторые психологи выделяют три этапа становления личности как существа разумного, как индивида в его соматических и психологических свойствах и проявлениях. Первый из них – дошкольный, второй – младший школьный, третий – младший подростковый. Именно на этих этапах, утверждают психологи, закладываются фундаментальные свойства и качества личности, в значительной мере определяющие характер, умственные и нравственные проявления человека, его поведение в человеческом обществе.

В связи с этим важно обеспечить полную преемственность в обучении, воспитании, развитии ребёнка на всех указанных этапах. Начальное образование - это органическое и естественное продолжение продолжение процесса воспитания, обучения, развития личности, начатого в дошкольный период жизни человека, и основа успешного перехода на новый этап становления и развития ребёнка в базовой школе и далее – в школах профильной и высшей.

Обучение и воспитание в новой трёхступенчатой начальной школе обуславливается следующими задачами: ориентацией обучения наличность ребёнка, его развитие, на формирование и развитие учебной деятельности, включающей в себя как личностно-мотивационные, так и операционно-деятельностные компоненты; на осуществление полной преемственности в обучении, воспитании и развитии ребёнка от 5 до 12 летнего возраста и далее, что существенно отличает новую систему от традиционной, где существует ощутимый разрыв между дошкольным, начальным и средним звеньями системы образования , и в которой, постоянному контролю подвергаются только «предметные» задачи обучения, а не развитие личности, что создаёт большие трудности в обучении между учеником и учителем.

Концепция новой начальной школы предполагает построить начальное образование как единую трёхступенчатую структуру (приложение таблица №1):

1 ступень начальной школы (5,6 – 6,7 лет; 1 год) выполняет функции подготовки малышей к обучению. В возрасте 5-6 лет происходит постепенное систематическое и планомерное вхождение в обучение.

Характерно, что дети данного возраста охотнее играют в «школу», чем в «детский сад», стремясь в игре отразить не столько своё настоящее, сколько близкое будущее. Именно в этом возрасте в игре происходит перестройка мотивов. 5 – 6-летние дети играют не только ради удовольствия, получаемого от самого процесса игры, но и ради новых знаний и умений. Они начинают отличать учебную деятельность, как и труд, от игры, хотя и предпочитают получать знания в игровой форме.

Дети данного возраста приучаются руководствоваться в своей деятельности учебными заданиями, внимательно следить за объяснением; усваивают сообщения или знания. У них появляется стремление к расширению знаний, к усвоению навыков и умений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обуче­нию учащихся. Еще М.В. Ломоносов отмечал, что задача гимназии - способствов ...

Пути и средства сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Сенсорное развитие осуществляется на основе обеспечения взаимодействия чувственного отражения и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. Приоритетные направления работы по развитию сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития определяются с учето ...

Экологическое сознание как область междисциплинарных исследований
Начало ХХI века четко обозначило тенденцию, в связи с которой стало ясно, что изменения в природной среде имеют не только биосферное значение, но и приобретают огромную социальную значимость. Современная экологическая ситуация стала формой проявления двух стихий, пересечением социальных и естествен ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru