Концепция новой начальной школы в России

Страница 2

Одним из важнейших требований новой начальной школы является устранение упрощённого взгляда учителя на воспитание и осознание им существенной разницы между обучением и воспитанием. Если обучение – это, главным образом, передача знаний, которую можно формализовать, то воспитание невозможно вне личностных отношений, вне общения с человеком-личностью. Воспитание должно осуществляться путём создания условий для сопереживания в процессе такого общения, для большой работы личности над собой, обогащения духовной жизни ребёнка.

Первостепенное значение в воспитании должно отводиться искусству, расширению границ общения с ними. Эстетическое обучение должно пронизывать всю организацию жизнедеятельности ребёнка в школе. Необходимо широко открыть двери школы людям глубоко образованным, деятелям науки и культуры, так как личность воспитывается только личностью.

Рассматривая развитие ребёнка в онтогенезе, некоторые психологи выделяют три этапа становления личности как существа разумного, как индивида в его соматических и психологических свойствах и проявлениях. Первый из них – дошкольный, второй – младший школьный, третий – младший подростковый. Именно на этих этапах, утверждают психологи, закладываются фундаментальные свойства и качества личности, в значительной мере определяющие характер, умственные и нравственные проявления человека, его поведение в человеческом обществе.

В связи с этим важно обеспечить полную преемственность в обучении, воспитании, развитии ребёнка на всех указанных этапах. Начальное образование - это органическое и естественное продолжение продолжение процесса воспитания, обучения, развития личности, начатого в дошкольный период жизни человека, и основа успешного перехода на новый этап становления и развития ребёнка в базовой школе и далее – в школах профильной и высшей.

Обучение и воспитание в новой трёхступенчатой начальной школе обуславливается следующими задачами: ориентацией обучения наличность ребёнка, его развитие, на формирование и развитие учебной деятельности, включающей в себя как личностно-мотивационные, так и операционно-деятельностные компоненты; на осуществление полной преемственности в обучении, воспитании и развитии ребёнка от 5 до 12 летнего возраста и далее, что существенно отличает новую систему от традиционной, где существует ощутимый разрыв между дошкольным, начальным и средним звеньями системы образования , и в которой, постоянному контролю подвергаются только «предметные» задачи обучения, а не развитие личности, что создаёт большие трудности в обучении между учеником и учителем.

Концепция новой начальной школы предполагает построить начальное образование как единую трёхступенчатую структуру (приложение таблица №1):

1 ступень начальной школы (5,6 – 6,7 лет; 1 год) выполняет функции подготовки малышей к обучению. В возрасте 5-6 лет происходит постепенное систематическое и планомерное вхождение в обучение.

Характерно, что дети данного возраста охотнее играют в «школу», чем в «детский сад», стремясь в игре отразить не столько своё настоящее, сколько близкое будущее. Именно в этом возрасте в игре происходит перестройка мотивов. 5 – 6-летние дети играют не только ради удовольствия, получаемого от самого процесса игры, но и ради новых знаний и умений. Они начинают отличать учебную деятельность, как и труд, от игры, хотя и предпочитают получать знания в игровой форме.

Дети данного возраста приучаются руководствоваться в своей деятельности учебными заданиями, внимательно следить за объяснением; усваивают сообщения или знания. У них появляется стремление к расширению знаний, к усвоению навыков и умений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане
Социально–политические преобразования в Узбекистане отражают объективную потребность в анализе и поиске путей разработки современных подходов в обучении и воспитании молодежи в целях обеспечения прогресса страны, укрепления ее авторитета в мире и роли в Центрально–Азиатском регионе. Вместе с тем не ...

Исторический аспект процесса интеграции предметов в современной школе
На развитие педагогической идеи процесса интеграции существенно влияет прогресс научного познания. Интеграция тесна, связана с дифференциацией. Эти процессы отражаются на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся. «Интеграция - есть процесс сближения и связи н ...

Современная система образования США
Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе опред ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru