В результате, проведенной работы, была создана необходимость в проверке эффективности работы, проведенной нами, направленной на формирование вежливости детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Целью контрольного эксперимента стало выявление динамики в уровнях сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста.
Для этого мы использовали те же методики, что и в ходе осуществления проведения Ι констатирующего эксперимента. Ими были:
беседа с детьми (10 вопросов для дошкольников);
анкетирование родителей;
анализ педагогических ситуаций;
Их использование показало, что произошли существенные качественные изменения в представлении детей о вежливости, так, по результатам беседы, направленной на выявление объема их знаний о вежливости, вежливых проявлениях имеющегося по завершению эксперимента, можно отметить, что 70 % детей дошкольного возраста имеют конкретные знания, соответствующие программным требованиям. И только у 30 % отмечается недостаточное количество знаний, что на наш взгляд, обусловлено рассеянным вниманием.
У большинства же детей знания характеризуются прочностью, осмысленностью, так, например на вопрос «Что значит быть вежливым», они отвечали «Вежливый тот человек, который в магазине вежливо просит что то подать, не грубит маме, бабушке место уступает в автобусе», «Вежливый человек это тот человек, который помогает пожилым людям, слушается родителей, не обижает других людей, дарит подарки, говорит вежливые слова, хорошо себя ведет».
При повторном выявлении представлений детей о значении вежливости, мы получили следующие результаты: 60% дошкольников отвечают, что нужно быть вежливым, чтобы не огорчать взрослых, быть настоящим человеком, иметь много настоящих друзей. 20% считают, что человеку нужно быть вежливым, чтобы близким людям не было стыдно за него, 10% считают, отсутствие вежливости сейчас не в моде. 10% детей ответили, что нужно быть вежливым, потому что мама так говорит.
60% детей отвечают, что человека, который знает вежливые слова и говорит и применяет их на практике, можно назвать вежливым; и только 20% ответили, что вежливый человек, это тот человек, который их просто знает.
На вопрос «Почему не выполнять свои обещания - это плохо?», Лиля. ответил: «Люди не будут верить больше, и обращаться не будут». А Юра и еще один ответили: «Потому что можно потерять настоящих друзей». На вопрос «Что значит быть вежливым?», дети отвечали по-разному: быть доброжелательным ко всем, помогать всем людям, любить других, быть общительным, делать добро, быть милым, дарить подарки.
Таким образом, хоть результаты беседы и не высоки, но подтверждают, что у большинства детей увеличился объем знаний о вежливости, понятие вежливости стало осознанным (60%). По результатам беседы с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 7, рис.5).
Из них мы видим, что 40 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости, 40% детей находиться на среднем уровне вежливости 20 % детей – на высоком уровне.
Таблица №7
Беседа с дошкольниками
Фамилия, имя |
Методика «Беседа с дошкольниками» | ||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Виктория Б. |
+ | ||
Самир Г. |
+ | ||
Ирина Г. |
+ | ||
Родион Г. |
+ | ||
Юрий Д. |
+ | ||
Диана Д. |
+ | ||
Олеся Е. |
+ | ||
Лиля К. |
+ | ||
Данил П. |
+ | ||
Антон А. |
+ |
Другое о образовании:
Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших
школьников
Младший школьный возраст является периодом перехода от детства к зрелости и одним из важных периодов в формировании личности. В этом возрасте происходят различные изменения: быстрый физический рост, изменение физиологических функций и органов, формирование навыков поведения и привычек, которые связ ...
Особенности психоэмоционального и физического развития детей с нарушениями
речи
При моторной функциональной дислалии – в неречевых психических функциях не отмечается серьёзных нарушений, сохранна общая моторика, имеются лишь незначительные нарушения ручной и пальчиковой моторики. В эмоционально – волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность. Интеллектуальное ...
Анализ литературы по проблеме формирования навыков общения у детей с
умственной отсталостью
Анализ современной логопедической литературы показывает, что основное внимание исследований в этой области сосредоточено на проблемах собственно языкового развития детей с речевой патологией. Вопрос о специфике развития невербальных средств общения у данной категории детей, о характере (конвенциона ...