Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач — установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение .для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения.
Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяет им осознать его системный характер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладевать опытом их переноса в нестандартные ситуации при решении возникающих перед ними новых необычных задач.
Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков.
Приведем сценарий урока обобщения и систематизации в 7 классе.
Раздел программы: Рукоделие
Тема: Урок - посиделка
Класс: 7 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: систематизировать и обобщить теоретические знания; научить окончательной отделке изделия; закреплять навыки чтения схем; применять различные способы вязания;
Развивающая: развивать навыки вязания крючком; вырабатывать усидчивость и аккуратность;
Воспитательная: воспитывать любовь к рукоделию.
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: пряжа для вязания крючком, крючки.
Дидактический материал к учебному занятию: образцы, журналы по вязанию, схемы.
Место проведения: класс
Оформление кабинета: Выставка работ учащихся других классов (половики, кружки, салфетки, полотенца, шали джемперы и т.д.), самовар, стол сервированный к чаю.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока. Сегодня у нас заключительный урок по разделу рукоделие. Ваша задача завершить начатое изделие до конца, научиться окончательной отделке изделия.
А урок мы проведем не совсем в обычной форме. Представьте себе русскую избу – настоящие крестьянские посиделки. На них шли неторопливые беседы о деревенских новостях, о домашних делах. Собравшиеся занимались каким-нибудь рукоделием и о нем говорили, советовались, делились приемами любимого ремесла.
- Какие виды рукоделия вы знаете? (Ответы учащихся).
А еще на посиделках пели, шутили, загадки загадывали, танцевали.
Все правильно! Вот и в толковом словаре живого великорусского языка Вл. Ив. Даля говорится, что на посиделки собиралась крестьянская молодежь “по осенним и зимним ночам, под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен”. Так вот: для “россказней” и пригодятся ваши знания и сообщения о вязании крючком.
- Ну а я с вашего разрешения выступлю в роли хозяйки.
Доброго вам здоровья, гости дорогие! Спасибо что зашли на огонек. Располагайтесь, как кому удобно, а те кто трудится должны помнить о правилах безопасности.
Выступление ученицы - правила технике безопасности
Практическая работа: вязание изделия по схемам. В процессе работы девочки исполняют песню.
Ремесло прядения возникло в доисторические временно: остатки льняной пряжи археологи находят в раскопках свайных построек. А глагол прясть по происхождению общеславянский – это значит тянуть из кудели волокна, скручивать из них нить.
Кудель – это вычесанный и перевязанный пучок льна или других волокон, в результате прядения получается пряжа – льняная, шерстяная, бумажная. От глагола прясть образовались названия пряха, прялка.
- Можете сами сказать, что значат эти слова? (ответы учащихся)
Прялка - это приспособление для ручного прядения
Пряха - рукодельница, которая прядет. В классе девочки знакомятся с процессом прядения, который выполняет приглашенная женщина.
Игра “закончи пословицу”.
Один за всех, … (все за одного).
Один в поле - … (не воин).
Одной рукой узла … (не завяжешь).
Одна пчела немного … (меду натаскает).
На словах и так и сяк, …(а на деле никак).
На словах города берет, … (а на деле ни шагу вперед).
Не храбрись словом, … (покажи делом).
Щедр на слова, …(да скуп на деле).
Крючок для вязания можно назвать волшебным инструментом! С его помощью можно создать и одежду, и предметы. Полезные в быту, и даже произведения искусства.
Демонстрация изделий связанных изделий.
Выступление ученицы - сведения о крючке.
Анаграммы: ОЧККЮР, ВЕРУКОЖ, ТОРТЖАКИ.
Выступление ученицы - сведения о нитках.
Исполнение танца “Сударушка”.
Выступление ученицы - сведения о подборе ниток и крючков.
Песня.
Выступление ученицы - сведения об основных приёмах вязания.
Физ. минутка
Выступление ученицы - сведения о видах вязания крючком (по кругу, рядами, ажурное, филейное)
Игра “Узнай пословицу по ее концу”.
Другое о образовании:
Развитие певческого дыхания на уроках И.Ю. Белобородовой
Учитель музыки Белобородова Ирина Юрьевна при разучивании песен на уроках большое внимание уделяет развитию хорошего певческого дыхания, которое благотворно влияет на хорошее снабжение кислородом «главного дирижера нашего организма» - головного мозга. При таком типе дыхания диафрагма работает напод ...
Развитие мышления и речи на уроках математики
Способность четко, логически совершенно мыслить и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждается руководитель предприятия и рабочий, ученый и инженер, педагог и экономист, врач и агроном. Вот почему вопросы развития мышления и речи являются одними из основн ...
Анализ учебников по математики для 5-6 классов
Учебник под ред. Н.Я.Виленкина и др.наиболее распространен в общеобразовательных школах. В основном все задания подобраны для выработки основных навыков, то есть они являются стандартными. Что касается устных упражнений, то они являются достаточно скучными и не вызывают интереса у учащихся, так как ...