Этапы работы над малой формой в старших классах ДМШ

Страница 1

На первом этапе основной задачей является создание общего представления о произведении и эмоциональное восприятие его в целом. Содержание работы - знакомство с материалами о произведении и знакомство с самим произведением.

Прежде всего, педагог должен рассказать учащемуся о создателе произведения, об эпохе, в которую оно возникло, о стилистических особенностях письма и требуемой манере исполнения; характере произведения, его форме, основных темах. Эту беседу следует построить очень живо, интересно, приводя для иллюстрации фрагменты произведения в собственном исполнении или записи. Учащимся старших классов можно порекомендовать литературу о композиторе или произведении.

Затем необходимо проиграть произведение с начала до конца по возможности без длительных остановок. Во время игры необходимо обращать внимание на указания темпа, динамики, штрихов.

Большую помощь при начальном проигрывании оказывает дирижирование педагога, которое помогает понять характер произведения. Примерно такое же значение имеет совместное исполнение пьесы учащимся с педагогом. Кроме того, эти приемы не позволяют учащемуся останавливаться из-за мелких ошибок и, следовательно, способствуют более цельному восприятию произведения.

Итак, в результате первоначального знакомства с произведением учащийся должен как можно полнее знать о нем, понимать технические и художественные задачи и представлять звучание. Необходимо отметить, что слуховые представления играют очень важную роль на любом этапе изучения произведения: от разбора до исполнения на сцене. Правильно сформированные слуховые представления влияют на качество интонации, звукоизвлечения, фразировку. Ученик должен четко представлять результат, которого он хочет добиться. Несмотря на всю важность, первый этап работы над произведением непродолжителен - один-два урока.

Самым же трудоемким и длительным является второй этап. Основное здесь - работа над передачей в звучании выразительных средств музыкального текста. Применение различных способов звукоизвлечения обуславливается авторскими указаниями характера пьесы, темпа, штрихов, динамических и агогических оттенков.

Произведение целесообразно играть по частям. Деление на части должно производиться на основе анализа формы сочинения: надо установить количество и границы частей, периодов, предложений, фраз, а также их тематическое сходство и различие. Следует отрабатывать отдельные фразы, объединяя их затем в предложения и периоды. Правильная фразировка - одна из основ выразительного исполнения. Работая над фразировкой, необходимо определить границы фраз, артикуляцию внутри фразы, звуковое соотношение фраз при объединении их в более крупные построения. На данном этапе важно установить артикуляцию внутри фразы и ее кульминацию. Работая над фразировкой, особое внимание необходимо уделить распределению смычка.

Так же важно выбрать правильную аппликатуру. При выборе аппликатуры необходимо помнить, что она является средством выразительности, должна быть подчинена музыке.

Смена струн должна быть очень мягкой и незаметной слуху. Смена позиций должна быть плавной, без лишних призвуков, с обязательным ослаблением нажима к концу перехода.

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Приемы, условия и средства предупреждения дисграфии у детей с нарушениями речи
Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпос ...

Особенности формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников массовых групп дошкольных учреждений
Главная особенность математики как учебного предмета заключается в том, что уже на элементарных уровнях она оперирует процессами далеко идущего абстрагирования и с идеальными объектами, представляющими результаты такого абстрагирования. Она формирует и исследует структуры, строящиеся из таких объек ...

Интеграция предметов в современной школе как психолого-педагогическое явление
Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru