Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Страница 3

Таким образом, нами рассмотрены основные виды работы над словосочетанием ,которые способствуют повышению культуры личности, ее своеобразия, способности овладеть знаниями и изменениями, воплощать полученные знания в своем мировоззрение и деятельности.

Основные направления и этапы работы над предложением в начальной школе

Предметом изучения синтаксиса является грамматическая форма предложения, его структура, однако изучение грамматической формы, структуры предложения может осуществляться только при анализе конкретных предложений, их содержательной стороны.

Она представляет собой внутреннее единство членов предложения, порядка их расположения и интонации.

Предложение – основная единица общения между всеми членами общества; это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица языка, речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Предложение состоит из словосочетаний, объединенных по грамматическим правилам и законам, свойственными данному языку. Оно характеризуется основными существенными признаками: со стороны значения – функций единицы сообщения и средствами общения; со стороны формы – интонацией предложения.

Работа по формированию умения строить связное высказывание начинается в первом классе в период обучения грамоте. Основным в этой работе является анализ читаемых текстов, так как упражнения над отдельными предложениями не могут дать нужного эффекта; кроме того, необходимы наблюдения над средствами связи между предложениями, задания на выбор и обоснование указанных связей в построении высказываний.

Предложение как смысловая и структурно – грамматическая единица характеризуется тем, что выражает законченность. При помощи предложений сообщаются знания о предметах и явлениях действительности, дается оценка этим явлениями. Мысль, высказанная в форме предложения, может содержать утверждение или отрицание.

Для передачи грамматической структуры предложения, для передачи смысла в языке существуют определенные средства, служащие для выражения законченной мысли: каждое предложение с грамматической точки зрения представляет внутреннее единство членов предложения, главных и второстепенных, порядка их расположения и интонации. Слова и словосочетания я в предложении связаны между собой по определенным грамматическим законам.

Любое предложение в русском языке, в отличие от слова и словосочетания, имеет два основных характерных признака: это

1) Интонацию сообщения и 2) предикативность, то есть отнесенность высказываемого содержания и реальной действительности, утверждение или отрицание чего – либо по отношению к явлениям действительности. Наличие обеих этих признаков для предложения обязательно.

2) Так как предложение – единица звучащая, то объединение слов в предложении и отделение одного предложения от другого в звучащем потоке речи оформляется с помощью интонации. С ее же помощью образуются различные виды предложений по целевой направленности: повествовательные, вопросительные, побудительные. В работе над предложением в начальных классах условно выделяет пять направлений.

1. Формирование грамматического понятия предложение» ( изучение существенных признаков данной языковой единицы)

2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием существенности связи слов в словосочетаниях, обозначение грамматической основе предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений).

3. Формирование у учащихся использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложений.

4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи( употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания)

Предложение – это тот фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизменения и словосочетаемости, формируют грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Согласно ныне действующей программе, учащиеся начальных классов с постепенными расширением и усложнением должны усвоить следующие сведения о предложение:

а)предложение повествовательные, вопросительные, восклицательные;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Использование вокальной методики М. Глинки на уроках Козловой М.Б
Козлова Мария Борисовна отмечает, что вокальные навыки необходимо воспитывать на первоначальном этапе. В своей работе она использует «концентрический» метод М. И. Глинки, который является фундаментом певческого воспитания детей. Сущность метода такова: · Развивать голос следует исходя из примарных, ...

Формирование фонетико фонематической стороны речи, у дошкольников с детским церебральным параличом
Анализ констатирующего эксперимента показал нам, что у детей с детским церебральным параличом наблюдаются разные по сложности нарушения фонетико – фонематических процессов: 1 – я группа: К. Кирилл, Ильяс – низкий уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи. 2 – я группа: П. Крис ...

Выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду и уровней изобразительного творчества у детей исследуемой группы
Констатирующий эксперимент был проведен в несколько этапов. Первым этапом было выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду. С этой целью нами были разработаны анкеты для родителей и отдельно для воспитателя группы. Анкета для родителей включала вопросы, о ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru