Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Страница 3

Таким образом, нами рассмотрены основные виды работы над словосочетанием ,которые способствуют повышению культуры личности, ее своеобразия, способности овладеть знаниями и изменениями, воплощать полученные знания в своем мировоззрение и деятельности.

Основные направления и этапы работы над предложением в начальной школе

Предметом изучения синтаксиса является грамматическая форма предложения, его структура, однако изучение грамматической формы, структуры предложения может осуществляться только при анализе конкретных предложений, их содержательной стороны.

Она представляет собой внутреннее единство членов предложения, порядка их расположения и интонации.

Предложение – основная единица общения между всеми членами общества; это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица языка, речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Предложение состоит из словосочетаний, объединенных по грамматическим правилам и законам, свойственными данному языку. Оно характеризуется основными существенными признаками: со стороны значения – функций единицы сообщения и средствами общения; со стороны формы – интонацией предложения.

Работа по формированию умения строить связное высказывание начинается в первом классе в период обучения грамоте. Основным в этой работе является анализ читаемых текстов, так как упражнения над отдельными предложениями не могут дать нужного эффекта; кроме того, необходимы наблюдения над средствами связи между предложениями, задания на выбор и обоснование указанных связей в построении высказываний.

Предложение как смысловая и структурно – грамматическая единица характеризуется тем, что выражает законченность. При помощи предложений сообщаются знания о предметах и явлениях действительности, дается оценка этим явлениями. Мысль, высказанная в форме предложения, может содержать утверждение или отрицание.

Для передачи грамматической структуры предложения, для передачи смысла в языке существуют определенные средства, служащие для выражения законченной мысли: каждое предложение с грамматической точки зрения представляет внутреннее единство членов предложения, главных и второстепенных, порядка их расположения и интонации. Слова и словосочетания я в предложении связаны между собой по определенным грамматическим законам.

Любое предложение в русском языке, в отличие от слова и словосочетания, имеет два основных характерных признака: это

1) Интонацию сообщения и 2) предикативность, то есть отнесенность высказываемого содержания и реальной действительности, утверждение или отрицание чего – либо по отношению к явлениям действительности. Наличие обеих этих признаков для предложения обязательно.

2) Так как предложение – единица звучащая, то объединение слов в предложении и отделение одного предложения от другого в звучащем потоке речи оформляется с помощью интонации. С ее же помощью образуются различные виды предложений по целевой направленности: повествовательные, вопросительные, побудительные. В работе над предложением в начальных классах условно выделяет пять направлений.

1. Формирование грамматического понятия предложение» ( изучение существенных признаков данной языковой единицы)

2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием существенности связи слов в словосочетаниях, обозначение грамматической основе предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений).

3. Формирование у учащихся использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложений.

4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи( употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания)

Предложение – это тот фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизменения и словосочетаемости, формируют грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Согласно ныне действующей программе, учащиеся начальных классов с постепенными расширением и усложнением должны усвоить следующие сведения о предложение:

а)предложение повествовательные, вопросительные, восклицательные;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Технологии развития креативности педагога
Сущность педагогического творчества часто трактуют как про­цесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меня­ющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая дея­тельность является творческой по своей сути. Любая творческая деятельность, в конечном счете, всегда замы­кается на лич ...

Виды лепки, используемые в специальной коррекционной школе
Взаимосвязь занятий лепкой с предметами общеобразовательного цикла осуществляется достаточно отчётливо на каждом уроке. Особенно заметна связь занятий по лепке с уроками рисования. Это во многом определяет структуру занятий. Так же примерно, как и на уроках рисования, здесь можно выделить следующие ...

Анализ опыта реализации профильного обучения на примере
г. Комсомольска-на-Амуре Для достижения поставленных целей и задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре. Нами были опрошены учителя географии школ города. Учителям было предложено ответить на вопросы анкет. перва ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru