Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Страница 1

Словосочетание, как и слово, называется предметы, действия и признаки, но более конкретно: стол и письменный стол, читать и читать книгу, большой и очень большой. В речевой практике словосочетание, как правило, используется не самостоятельно, а в предложении. В предложении выделяется несколько словосочетаний. Модели словосочетаний усваиваются человеком в детстве. Упражнения в выделении, составлении, преобразовании и использований словосочетаний развивают речь школьников, повышают ее культуру, вырабатывают у детей речевую интуицию, без которой невозможно подлинное овладение языком.

В словосочетании закрепляются традиционные связь между словами, так называемая словесная: можно сказать: возникли опасения, но нельзя сказать явились опасения, хотя слова возникли и явились – синонимы. В словосочетании образуются словесные ассоциации.

Например, слово, погода вызывает ассоциации со словами хорошая, плохая, холодная, теплая и так далее.

Для эффективного освоения материала и с целью развития речи и мышления учащихся разработана система работы над словосочетанием. Выделяются три этапа системы:

1.Пропедевтические (предварительные подготовительные) наблюдения, которые предшествуют изучению темы «Словосочетание» в 3 классе.

2.Знакомство с понятием «словосочетание» и особенностями словосочетаний.

3.Углубление знаний о словосочетании, об особенностях словосочетаний, формирование навыков использования знаний о связи слов.

Рассмотрим эти этапы.

Пропедевтика изучения словосочетания начинается во 2 классе, когда не вводится ещё понятие «словосочетание». На данном этапе рассматривается связь слов, учащиеся учатся задавать смысловые вопросы к словам в рамках предложения. Следовательно, этот этап по существу начинается уже с 1 класса. Цель пропедевтической работы состоит в проведении подготовительной работы в рамках основной синтаксической единицы- предложения.

Задачи: 1 - научить учащихся находить основу предложения;

2- научить учащихся устанавливать связь слов в предложении;

3- формировать умения учащихся по составлению предложений из слов, устанавливая между ними связь по вопросам.

На данном этапе используются специальные упражнения.

Знакомство с понятием «словосочетание» проходит в 3 классе. Здесь проходит ознакомление учащихся не только с самим понятием, но и с особенностями словосочетаний.

Цель второго этапа: знакомство с понятием «словосочетание», с особенностями словосочетания.

Задачи: 1 - познакомить учащихся с понятием «словосочетание» и с его особенностями

2 - совершенствовать умения учащихся устанавливать по вопросам связь между словами;

3 - научить вычленять словосочетания из предложения;

4 - учить производить синтаксический разбор предложений;

5 - учить составлять словосочетания;

6 - учить отделять словосочетания от других сочетаний слов (от предикативных сочетаний, от сочинительного ряда слов).

На данном этапе применяются специальные упражнения

Цель третьего этапа - получение новых знаний по теме на основе более сложного материала, закрепление старых знаний.

Задачи: 1 - совершенствовать знания учащихся о связи слов в предложении, о словосочетании;

2- развивать умения учащихся вычленять словосочетания из предложений;

3- совершенствовать знания и умения уч-ся по синтаксическому разбору предложений, по установлению связи между словами по вопросам в рамках предложения;

4- совершенствовать коммуникативные навыки;

5- учить составлять связный текст с учётом закона сочетаемости слов.

С целью решения этих задач применяются специальные упражнения

Знакомство со словосочетанием полезно провести на основе показа связи двух слов. К примеру, учитель предлагает данные на доске слова объединить по смыслу, записать образованные словосочетания.

День осенние; солнце, раннее; погода, холодная; дожди, частые. Под руководством учителя дети образуют словосочетания, выясняют, что обозначает слово день,

Под руководством учителя дети образуют словосочетания, выясняют, что обозначает слово день, словосочетание осенний день.

Работа над словосочетанием проводится:

- как выделение словосочетаний в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов;

- в форме составления самостоятельных словосочетаний при изучении частей речи и при активизации новых словосочетаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Программа развития дошкольного образовательного учреждения
Программа развития учреждения – это планированная система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения Система управленческих действий, заложенных в программу, должна затрагивать всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, руководителя учреждения, родителей. Прог ...

Сущность понятия «речевые умения»
Поскольку объектом работы является процесс развития речевых умений, в первую очередь необходимо рассмотреть и сравнить определения «речевых умений». Зимняя И.А. определяет умения как способы успешного выполнения действий, опирающихся на знания; способность человека выполнять какую-либо деятельность ...

Как распознать дислексию
Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru