Общие сведения о типах предложений

Страница 2

Подлежащее и сказуемое являются организующими центрами двусоставного предложения. Вокруг них группируются все остальные члены предложения.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы. И.п. кто? Или что?

Подлежащее – это главный член двусоставного предложения, грамматически независимый, обозначающий предмет, признак которого выражается сказуемым.

Например: Кошка была рыжего цвета.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.

Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, грамматически зависимый от подлежащего, обозначающий признак того предмета, который выражен подлежащим. Например: Лес был очень темный.

Подлежащее, обозначая носителя признака, может быть выражено словом, имеющим любое лексическое значение при грамматическом значении предметности: оно может обозначать лицо, предмет, одушевленный или неодушевленный, явление, отвлеченное понятие и т.д.

Сказуемое обозначает разнообразные признаки, приписываемые тому предмету, который назван подлежащим: действие – отряд приблизился к речке; состояние – она была счастлива: качество – дорожные размышления мои были не очень приятны.

Таким образом, главными членами двусоставного предложения являются подлежащее и сказуемое.

Самой распространенной формой выражения подлежащего являются именительный падеж имени существительного. Предметное значение имени существительного и независимый именительный падеж наиболее приспособлены для выполнения функции подлежащего как независимого члена в предложении, обозначающего предмет высказывания. Например: Лошади шли шагом и скоро оказались на месте.

Для выражения подлежащего широко используют местоимения – существительные:

а) личные местоимения: Она едва удостоила девушку своим взглядом;

б) вопросительные местоимения: Кто скачет, кто мчится под холодную мглой?;

в) относительные местоимения: Она не сводит глаз с дороги, что идет через поле;

г) неопределенные местоимения: Некто жил около леса;

д) отрицательные местоимения: После этого случая никто не разговаривал с Алексеем.

Подлежащее может быть выражено именем числительным, например: Семнадцать – нечетное число; Семеро одного не ждут.

Неопределенная форма глагола, выполняющая функцию названия действия – состояния, может выступать в роли подлежащего, например: Расчудесное занятие – снегирей ловить.

Неопределенная форма вспомогательного глагола может иметь при себе тесно связанное с ней по смыслу управляемое слово, и тогда все сочетание выступает в роли составного подлежащего, например: Стать врачом – его постоянная мечта.

Таким образом, подлежащее может быть выражено различными частями речи.

Выделяются различные типы сказуемого. Сказуемое бывает глагольное и именное. Как то, так и другое может быть простым и составным.

Простое глагольное сказуемое выражается различными глагольными формами.

Например: Ветер осенний наводит печаль.

Глагольные простые сказуемые делятся на согласованные и несогласованные.

Например: Ты бы ложилась, нянечка (согласованное) Вот вы грешите, а начальство за вас отвечай (согласованное).

Составное глагольное сказуемое (иногда его называют сложным) образуется из двух глаголов: глагола в личной форме с ослабленным лексическим значением, играющего, поэтому вспомогательную роль, и инфинитива, выражающего основное смысловое значение всей конструкции.

Например: Я стал слабеть и здоровьем.

Именное сказуемое является простым, если состоит только из именной части (например: Моя сестра врач), и составным, если состоит из глагольной связке и именной части (например: Моя сестра была врачом).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Детский сад Л.К. Шлегер
Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти и оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. В ряде работ ("Материалы для бесед с маленькими детьми", "Практическая работа ...

Лепка – вид изобразительной деятельности
Лепка в начальных классах специальной коррекционной школы – это вид изобразительной деятельности, в процессе которого дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластелином. Создание ребёнком даже самых простых скульптур – творческий ...

Содержание уроков математики в 5-6 классах. Методические особенности их проведении
"Основной задачей обучения математики в общеобразовательной средней школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества достаточного для изучения слож ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru