Коррекционно-логопедическая работа над голосом детей, страдающих ринолалией

Новая педагогика » Особенности коррекционно-логопедической работы над голосом у детей с ринолалией » Коррекционно-логопедическая работа над голосом детей, страдающих ринолалией

Страница 1

Многолетняя практика показывает, что наилучших результатов в коррекции речи детей, страдающих ринолалией, позволяет достичь комплексная методика работы. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляционной базы в передние отделы речевой полости. Поэтому коррекционно-логопедическая работа над голосом является частью комплексных мероприятий. Одной из важнейших составляющих успеха в преодолении данной речевой патологии является тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей.

Коррекционно-логопедическая работа направлена на решение следующих взаимосвязанных задач:

– нормализацию «ротового выдоха», т.е. формирование длительной ротовой воздушной струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых;

– формирование полноценной артикуляции всех звуков речи в соответствии с программой;

– устранение назального оттенка голоса в связи со спецификой дефекта.

Коррекционно-педагогическая работа по исправлению ринолалии предусматривает строгую, физиологически обоснованную, последовательность. Она не зависит от возраста ребенка, степени тяжести нарушения фонетической стороны речи, вида анатомического дефекта, его состояния (до или после пластической операции). В первую очередь проводятся мероприятия по компенсации недостаточности нёбно-глоточного затвора. Тем самым подготавливается анатомо-физиологический базис для нормализации речи. После этого все внимание уделяется постановке физиологического и фонационного дыхания, поскольку оно является основой полноценного голосообразования, голосоведения и звукопроизношения. Активное нёбно-глоточное смыкание и дыхательная «опора» позволяют приступить к решению основной задачи – устранению избыточного носового резонанса и выработке навыков физиологического голосоведения со сбалансированным резонансом в соответствии с нормой русского языка. Только после этого целесообразно исправление звукопроизношения, поскольку сильная направленная воздушная струя позволяет продуцировать полноценные звуки. Введение их в слово или фразу на основе правильно организованных дыхания и голосоведения обеспечивает возможность выработки стереотипа нормальной речи.

Коррекция звуковой стороны речи, усвоение правильных навыков звукопроизношения строится с учетом особенностей строения артикуляционного аппарата до и после операции, влияния ограничений функций нёба и глотки на звукопроизношение и голосообразование, индивидуальной реакции обучающегося на свое состояние. В зависимости от этого индивидуально подбираются методические приемы. Однако для всех приняты четыре общих этапа работы.

I. Дооперационный подготовительный этап.

II. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса.

III. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции.

IV. Этап полной автоматизации новых навыков.

Продолжительность этапа определяется индивидуально. Характерной для каждого этапа является основная направленность работы на решение определенной задачи, хотя могут применяться упражнения, соответствующие другим этапам.

Коррекционная работа с детьми с ринолалией, осуществляется обязательно на индивидуальных занятиях, так как именно на индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для ринолалии. Занятия проводится 3–4 раза в неделю, и длятся 15–20 минут. В индивидуальной тетради ребенка записываются все инструкции и задания, также даются четкие указания для занятий дома.

Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений используются как в дооперационный, так и в послеоперационный период.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ
Глобальные изменения, потрясшие Россию и весь мир за прошедшие десятилетия, соответствующим образом сказались и на образовательной политике. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода страны к системе рыночной экономики, а также необходимостью стать конкуре ...

Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов д ...

Урок изучения нового материала
Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации. Наиболее применимы ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru