Роль самовоспитания в нравственном развитии личности

Новая педагогика » Нравственное развитие школьников как педагогическая проблема » Роль самовоспитания в нравственном развитии личности

Нравственные качества представляют собой интегральные, наиболее обобщенные и устойчивые свойства личности.

В основе структуры нравственных свойств личности лежит взаимосвязь моральных знаний и соответствующих переживаний. Поэтому путь ценностного осознанно—эмоционального усвоения морали в процессе установления единства нравственных знаний и переживаний обеспечивает ее полноценное нравственное развитие.

В формировании нравственности личности главная роль принадлежит не словесным убеждениям, не требованиям и наказаниям. Главное пробудить у человека, начиная уже с детского возраста, внутренние силы нравственного самосовершенствования.

В основе самовоспитания лежит переживание личностью знаний о своих нравственных качествах и поступках.

В самовоспитании можно выделить начальный этап — самоисправление поступков", который характеризуется стремлением ребенка изменить конкретные формы своего поведения. Он еще не устанавливает связи между своим поведением и своими достоинствами или недостатками, не осознает своих качеств как таковых. Однако ребенок благодаря оценке взрослых знает, за какие поступки одобряют, а за какие—порицают. Поэтому, исправляя свое поведение он вынужден включиться в процесс самовоспитания.

Теперь ребенок начинает ориентироваться в своем самовоспитании не только на непосредственное внешнее требование, но и на собственную оценку нравственного смысла поступка.

Дальнейшее развитие самосознания происходит по мере установления в сознании ребенка связей между поступками и качествами своей личности. При этом качественная характеристика поступка начинает относиться человеком к себе, он начинает рассматривать эту качественную характеристику как свое свойство, а поступок – как его результат. Данный уровень развития самосознания имеет место в подростковом возрасте. Важно отменить, что в подростковом возрасте в самовоспитании важную роль играет осознано—эмоциональное отношение подростков к качеством своей личности.

Но наряду с этим большая впечатлительность, частая смена увлечений приводит к тому, что дети переходного возраста оказываются не в состоянии сами направлять работу по самовоспитанию.

Эти положительные и отрицательные факты в самовоспитании говорят о том, что в подростковом возрасте еще необходима продуманная организация этого процесса.

В юношеском возрасте углубляется процесс осознания качеств личности.

По мере осознания значимости моральных качеств, роли самовоспитания в жизни человека и у школьников повышается интерес к работе над собой, формируются более устойчивое осознано-эмоциональное отношение к нравственному совершенствованию личности. Самовоспитание становится поэтому все более значимым фактором усвоения школьниками нравственных норм и принципов.

Условиями личностного развития являются своевременное включение ребенка в систему социальных человеческих взаимоотношений; наличие эффективных методов воспитания. Движущая сила личностного развития ребенка это с одной стороны, те внутренние противоречия, а с другой стороны, внешние стимулы, побуждающие его изменяется как личность.

Переход от одного этапа личностного развития к другому обычно связан с двумя обстоятельствами: проявлениями кризиса возрастного развития и сменой ведущего типа общения. В это время изменяется отношение ребенка к самому себе, к окружающим людям и к своим обязанностям. К окончанию школы личность можно считать в основном уже сформированной.

Другое о образовании:

Особенности деятельности государственных и негосударственных организаций в сфере образования
Роль образования в условиях постиндустриального общества заметно растет. На международном уровне концепция высшего образования находится в центре внимания ЮНЕСКО. О системном кризисе образования на Западе заговорили уже в конце 60-х гг. ХХ в. В России он обострен и связан с кардинальными изменениям ...

Психофизиологическая структура процесса письма
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого проце ...

Особенности речевого развития ребенка 3-х летнего возраста
Несмотря на то, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из наиболее сложных изобретений человечества, дети всех стран и народов с удивительной легкостью в раннем детстве усваивают его и овладевают речью, причем этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru