Общие сведения о типах предложений

Страница 3

Вещественное значение в именном сказуемом выражается именной частью, а грамматическое (обозначение времени, числа и наклонения)-связкой.

Различаются три вида связок в зависимости от того, выражает ли связка только грамматические отношения между подлежащим и предикативным членом или же заключает в себе также часть вещественного значения предиката.

1. Связка отвлечённая - глагол быль в различных формах времени и наклонениях; роль этой связки чисто грамматическая. Например: Будь моей женой, согласись на моё счастье.

Если сказуемое имеет значение настоящего времени, связка есть, как правило, отсутствует (в этом случае говорят о нулевой связке), например: Все богачи - скряги.

В роли связки могут выступать частицы это, вот, значит, например: Ученье - вот чума .

2. Связка полуотвлечённая - глагол с ослабленным лексическим значением, выполняющий двоякую функцию; он соединяет именую часть с подлежащим и частично выражает вещественное значение предиката. Сюда относятся глаголы стать, становиться, казаться и другие.

Например: Она оказалась болтливой, надоедливой собеседницей.

3. Связка знаменательная (вещественная, конкретная) - глагол со значением движения, состояния, деятельности и т.д., способным самостоятельно служить глагольным сказуемым, но в данной конструкции выполняющий также функцию связки, соединяющий именную часть с подлежащим. Сюда относятся глаголы идти, вернуться, жить, сидеть и т.д. Например: Наташа не нарядная сидит за столом. Сказуемое этого типа, выраженное полнознаменательным глаголом и именной частью, называют иногда сложным именным сказуемым. вопрос о второстепенных членах предложения в истории русской грамматики имеет разные решения. Однако в качестве основных направлений в учении о второстепенных членах предложения выделяют два: рассмотрение второстепенных членов предложениях: 1) по значению и 2) по виду синтаксической связи с другими словами. И в том и в другом случае выделяются в качестве второстепенных членов определения, дополнения и обстоятельства, но основания для такого выделения принимаются разные, и поэтому один и тот же член предложения при различных подходах к классификации второстепенных членов может быть определён по - разному. Например: в словосочетании дом отца слово отца является определением, если оно рассматривается по значению, или по функции, которую оно выполняет по отношению к слову дом, и дополнением, если учитывается лишь характер синтаксической связи слова со словом дом (вид связи - управление).

Эти два направления в учении о второстепенных членах предложения получили называние формального (классификация по характеру синтаксической связи) и логического (классификация по значению).

Начало логического направления в учении о второстепенных членах предложения положено в трудах А. Востокова и Н. Греча. У них и проявляются термины - "дополнения" и "определения". Члены предложения, которые в современной грамматике определяется как обстоятельства, включались ими в ряд определений.

Ф.И. Буслаев вводит понятия " обстоятельства" и говорит о двух принципах классификации второстепенных членов предложения: по типу подчинения и по значению.

А.А. Потебня дал резкую критику учения Ф.И. Буслаева о второстепенных членах предложения и наметил формальную классификацию - только по виду подчинения, но от терминов "дополнения", " определения" и "обстоятельство" не отказался. А.Н. Овсянико - Куликовский пытается примирить логическую классификацию с формальной и вводит такие понятия: фиктивное определение (дом брата) и фиктивное обстоятельство (гулял в парке).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Приёмы формирования фонетико- фонематической стороны речи
В своей работе мы использовали следующие приемы логопедической работы: Массаж. - Дифференцированный логопедический массаж (для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата). Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мыш ...

Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках природоведения
Творчески осмысливая каждый урок познания мира, большинство учителей не только развивают репродуктивную деятельность учащихся, а побуждают их к активному познанию окружающей действительности, учат самостоятельному добыванию знаний. Такие уроки развивают у детей интерес к изучению природы, активизир ...

Урок как основная форма обучения изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать нескол ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru