Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Страница 11

Значительная часть исследовательских материалов, полученных практикантами, включалась в содержание лекций, обсуждалась в процессе семинарских, лабораторно-практических занятий, была отражена впоследствии в выступлениях на научных студенческих конференциях, при написании курсовых, дипломных работ, диссертаций.

Насыщение пространства педагогических практик исследовательскими заданиями, ориентированными на развитие педагогической наблюдательности и терпимости, рефлексии и эмпатии, на формирование коммуникативной культуры, диагностических, аналитических, прогностических, организационных умений создает условия для личностного выбора студентами ценностных профессиональных приоритетов.

Интеграция знаний философии, культурологии, истории психолого-педагогических дисциплин, обогащение субъективного опыта каждого студента при его включении в игровую деятельность, участие в рефлексии по поводу состоявшейся игровой ситуации - все это способствовало становлению эмоционально-ценностного отношения будущих учителей к игровым технологиям. Педагогическая практика подтвердила, что возросло число студентов, которые включали игровые ситуации, игровые технологии в свои уроки. Нам представляется особенно ценным опыт, проведения, проектирования, адаптации игровых технологий, который студенты получили в процессе педагогической практики. Отвечая на вопросы анкет, студенты пытались отрефлексировать свой игровой опыт. Среди ответов студентов были следующие: “Я убедился, что игра посильна детям с невысокой успеваемостью. Были случаи, когда ребенок с низкой успеваемостью был победителем в игре: быстрота реакции, находчивость, сообразительность здесь оказываются важнее знаний по предмету”. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это не только благотворно сказывается на результатах обучения, но и помогает повысить

Личностное отношение студентов к игровым технологиям проявилось, в частности, в повышении рейтинга игровых технологий среди других (диалоговых, задачных), в готовности будущих учителей использовать игру в своей практической деятельности. Студенты, отмечая позитивный потенциал игровых технологий, подчеркивают, что игра способствует практическому применению знаний, формированию умений, навыков, способов деятельности, расширению их личностной и профессиональной коммуникативной компетентности, становлению новых более продуктивных моделей поведения, обогащая, таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса. Среди позитивных результатов применения игровых технологий были названы также следующие: игра способствует созданию хорошего психологического климата в группе, в классе, помогает преодолению таких личностных комплексов как нерешительность, застенчивость, разрушает барьер между педагогом и воспитанником. Вместе с тем, студенты достаточно осмысленно понимают те риски, которые возможны при некорректном использовании игровых технологий.

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы выявил определенную позитивную динамику в развитии игровой компетентности будущих учителей.

Рис. 1. Динамика изменения уровней развития игровой компетентности студентов экспериментальной и контрольной групп

Примечание: 1 – низкий (нормативно-репродуктивный), 2 – средний (ситуативно-поисковый), 3 – высокий (творческий).

Выявлено, что, несмотря на изначально невысокий уровень развития игровой компетентности студентов, наблюдается положительная динамика в ее развитии у студентов экспериментальной группы.

Так, значительно снизилось количество студентов с низким уровнем развития игровой компетентности, увеличилось число студентов со средним и высоким уровнем. В контрольной группе существенных изменений в уровнях развития игровой компетентности не было выявлено (низкий уровень — снижение на 8,7%, средний уровень - увеличение на 8,7%).

Таблица 7

Распределение студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням развития игровой компетентности

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Низкий (репродуктивный)

78,3%

69,6%

71,4%

19%

Средний (частично-поисковый)

Ситуативно-мобильный (низкий)

21,7%

30,4%

23,6%

57,2%

Высокий (творческий)

-

-

-

23,8%

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Другое о образовании:

Понятие «коллектив», его признаки и структура
Коллектив – это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью. Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно ли ...

Методика работы по формированию фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в ...

Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н. э
Как говорилось выше, в древней Греции до 7 лет существовало домашнее воспитание под руководством главы семейства. Затем детям свободных афинян предстояло пройти несколько школьных этапов. Следует отметить, что образование в Древней Греции получали только мальчики. Девочки же воспитывались до замуже ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edakam.ru