Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Страница 10

На занятиях дисциплины по выбору продолжалось развитие у студентов способности выходить в рефлексивную позицию. Применение различных игровых технологий на занятиях завершалось индивидуальной и групповой рефлексией, студенты анализировали успешность исполнения. педагогическая практика требовала от студентов готовности без рефлексии своей профессиональной ролей, точность выбора участниками игры игровой позиции. Студенты были ориентированы на адаптацию и самостоятельное проектирование игровых технологий, на творческий поиск, на определение оптимальной стратегии применения игры. Методика работы на данном этапе основывалась на использовании микропреподавания, различных вариантов имитационных игр, в ходе которых осуществлялось моделирование предстоящей профессиональной деятельности, на анализе эффективности применения игровых технологий студентами на уроках математики и информатики в ходе производственной практики. Креативность, доверие к своему опыту, ответственность, критичность мышления будущих учителей стимулировалась вариативностью, частично-поисковым и творческим характером предлагаемых заданий, постоянно усложняющимися игровыми технологиями. Преподаватель ориентировал каждого студента на преодоление стереотипных способов действий, на выдвижение разнообразных идей и гипотез, на поиск многовариантных решений проблем. Студенты вовлекались в подбор диагностических методик, позволяющих выявить степень выраженности важнейших качеств, необходимых для эффективного использования игровых технологий, в различные групповые дискуссии (например, «Компьютерные игры: «за» и «против»), в анализ и оценку проблемных ситуаций, в разработку игровых проектов и др.

В ходе групповых дискуссий, обсуждение литературных фрагментов использовались специальные приемы, направленные на повышение творческой инициативы участников: создание ситуаций, содержащих противоречивые моменты, поощрение независимых, неожиданных, неординарных суждений, развитие прямо противоположных точек зрения. Это обеспечило возможность не только обнаруживать многомерность решаемых задач, видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы, но и самим вырабатывать разнообразные идеи, комбинируя известные способы деятельности или предлагая новые. Таким образом, осуществлялся постепенный переход студентов от репродуктивной деятельности к творческой, характеризующейся большей самостоятельностью, инициативностью, вариативностью.

Особое внимание уделялось развитию операционально-деятельностного компонента игровой компетентности, развитию основных умений и компетенций в реальной образовательной ситуации в ходе педагогической практики. На третьем этапе также акцентировалось обогащение конативного компонента игровой компетентности, расширение спектра поведенческих реакций студентов, обогащение их ролевого репертуара.

Третий, завершающий этап опытно-экспериментальной работы предусматривал накопление и обогащение у студентов 4-5 курсов собственного опыта применения игровых технологий в период педагогических практик. На этом этапе деятельность преподавателя преимущественно направлялась на развитие и коррекцию конативного и личностного компонентов игровой компетентности студентов. Реализация предложенной модели подготовки студентов к применению игровых технологий потребовала модернизации системы заданий, предлагаемых студентам. Задания были составлены таким образом, чтобы интегрировать изученный на занятиях по психологии, педагогике и методике преподавания математики и информатики учебный материал. Исследовательские задания для студентов предполагали проведение мини-диагностики, выяснение готовности учителей к применению игровых технологий. Личностно-смысловое отношение студента к педагогической информации, к основным профессионально значимым умениям и технологиям связано с осознанием того, что дает лично ему педагогическое знание в ситуации практической деятельности учителя, ради чего стоит овладевать теми или иными технологиями и техниками. Рефлексивный анализ студентов направлялся специальными заданиями, системой вопросов: «Что дало Вам как учителю применение игровых технологий? Применялись ли игровые технологии разрешения конфликтных ситуаций? В каких случаях и насколько эффективно? Какие диагностические методики Вы использовали, что дало их применение?»

Студенты анализировали различные игровые технологии, которые использовали при проведении уроков и по мере освоения рефлексивной позиции более убедительно отстаивали собственную точку зрения, грамотно аргументируя ее, или принимали доводы своих однокурсников в решении проблемы, перестраивая первоначальную позицию.

Особый интерес студентов вызвало описание ситуации, при которой учитель математики использовал игровую технологию. Однако результативность игровой деятельности детей оказалась весьма невысокой: замечания учителя, его негативные реплики разрушили игровую атмосферы. Студенты, анализируя рассказ однокурсника, еще раз убедились в значимости игровой техники.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Другое о образовании:

Реализация аксиоматического подхода у А.В. Погорелова
Возьмем за основу введенные в пункте 1.3. аксиомы евклидовой геометрии и сравним с ними аксиомы, вводимые А. В. Погореловым, обращая внимание на порядок их введения. А. В. Погорелов начинает учебник со свойств принадлежности точек и прямых, аксиома 11 (хотя здесь А. В. Погорелов не называет это акс ...

Приемы, условия и средства предупреждения дисграфии у детей с нарушениями речи
Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпос ...

Использование игр при обучении иностранному языку
Применение игры для развития навыков иноязычной речи – еще недостаточно изученная область педагогики. Не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходит для этой цели. Поэтому выбор нужной игры – одна из первых задач преподавателя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом цел ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru