Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Страница 14

- развитие у студентов профессионально-личностных качеств, необходимых для успешного использования игровых технологий;

- формирование готовности студентов занимать игровую позицию, использовать различные модели поведения.

Итогом подготовки студентов к применению игровых технологий в своей будущей профессионально-педагогической деятельности является, на наш взгляд, их игровая компетентность. Игровую компетентность мы рассматриваем как видовое понятие относительно понятия педагогическая компетентность. Игровая компетентность понимается как интегративная профессионально-личностная характеристика учителя, структура которой включает когнитивный, операционально-деятельностный, эмоционально-ценностный, личностный и конативный компоненты. Игровая компетентность свидетельствует о способности и готовности будущего учителя эффективно применять игровые технологии. В формировании игровой компетентности будущих учителей особую роль играет когнитивный компонент: знания студентов об игре как ведущей деятельности дошкольника, о специфике игровой деятельности, понимание теорий происхождения игры, особенностей дидактических игр; наличие собственного опыта участия в деловых и ролевых играх на занятиях по психологическим и педагогическим дисциплинам, а также опыта проектирования и проведения игровых технологий в студенческой группе и школьном классе на производственной практике. Операционально-деятельностный компонент игровой компетентности включает необходимые умения, навыки, компетенции (диагностическую, прогностическую, коммуникативную, рефлексивную, проектировочную и др.), владение алгоритмом, технологиями организации различных игр. Эмоционально-ценностный компонент игровой компетентности связан с принятием студентами игровых технологий как личностной и профессиональной ценности. Позитивно воспринимая различные игровые технологии, студенты понимают их значительные потенциальные возможности в личностном развитии ребенка, их влияние на становление мышления, воображения, фантазии детей; осознают их значимость в стимулировании гуманистических межличностных отношений в группе. Эмоционально-ценностный компонент связан с наличием у будущих учителей личных предпочтений, с их избирательным отношением к различным играм. Вместе с тем, студенты стараются нейтрализовать возможные негативные последствия используемых игровых технологий. Личностный компонент включает две подструктуры: интраперсональные и интерперсональные качества (субъектность, ответственность, креативность, толерантность, эмпатию, рефлексию). Интерперсональные качества во многом схожи с интраперсональными, однако они характеризуют отношение учителя к другим. Они выступают как признание ценностей, субъектности, ответственности, креативности, толерантности, эмпатии другого, его стремления к независимости и свободе.

Особую значимость имеет конативный компонент, предполагающий готовность выпускника принять игровую позицию, освоить модели поведения, связанные с сокращением дистанции между учителем и школьниками, активизацию «внутреннего ребенка».

Игровая компетентность также может носить потенциальный или реальный характер, быть открытой или латентной.

Определяя совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу подготовки студентов к применению игровых технологий, мы обосновали целесообразность использования системного, деятельностного, аксиологического, культурологического подходов.

Обоснована и апробирована на практике модель подготовки будущих учителей в процессе изучения психологических и педагогических дисциплин к эффективному использованию игровых технологий. Разработанная модель включает цель, содержание, технологии, результат подготовки, а также критерии и показатели эффективности этого процесса. Выявлены и рассмотрены организационно-педагогические и психолого-педагогические условия, позволяющие успешно реализовать разработанную модель. К организационно-педагогическим условиям были отнесены следующие: интеграция содержания педагогических, психологических, предметных и методических дисциплин; вариативность заданий, преемственность в использовании игровых технологий; модернизация заданий производственных практик. В группу психолого-педагогических условий включены следующие: осуществление диагностики студентов; обеспечение субъектной позиции будущего учителя; учет его личностного опыта; создание комфортной образовательной среды.

В диссертации теоретически обоснована и практически реализована методика поэтапной (пропедевтический, основной, заключительный (интегрирующий) этап) подготовки будущих учителей к эффективному применению игровых технологий. Каждый из выделенных этапов имеет свою специфику, временные рамки, особые целевые установки, ориентирован на становление различных компонентов игровой компетентности, характеризуется определенным результатом.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

Другое о образовании:

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями
Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, сред ...

Психологическое консультирование акцентуированных подростков с проблемой переживания одиночества
Современная ситуация в обществе приводит к повышению напряженности в социальных отношениях и способствуют социальной разобщенности людей. В этих условиях поиск путей конструктивного решения проблем одиночества приобретает особую актуальность. В наибольшей мере изменения, происходящие в обществе, за ...

Проектирование системы работы с одаренной молодежью
В соответствии с важнейшими документами в области образования (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция государственной молодежной политики в РФ, нормативные документы и рекомендации Минобрнауки, Рособразования, Рособрнадзора, Концепция и программа развития С ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru