Индивидуализированные ролевые ситуации использовались для развития и коррекции недостаточно сформированных профессионально-личностных качеств будущих учителей (уверенности, выразительности, эмоциональности, коммуникативности и др.), их адресный подбор позволял нейтрализовать излишнюю авторитарность, самоуверенность студентов.
Сюжетно-ролевые игры, стимулируя гибкость, вариативность, свободу выбора студентами разнообразных ролей, включают студента в многообразные системы отношений, приучают его уверенно и ответственно действовать в альтернативных ситуациях. Среди ролевых игр, применяемых в процессе лабораторно-практических занятий, такие, как «Конфликтная ситуация в ходе урока», «Индивидуальная беседа классного руководителя с родителями школьника», «Моделирование ситуации успеха для школьников разного возраста». В одной и той же ролевой игре в течение семинарского или лабораторно-практического занятия мы стремились изменять исходные параметры, комплекс объективных и субъективных условий. Такой подход развивает у студентов не фрагментарное, а целостное, комплексное, системное восприятие педагогических явлений, предупреждает стереотипность профессионального поведения, развивает его гибкость. При изучении курса «Педагогические технологии …» студенты знакомятся с основными этапами конструирования образовательных технологий: выбор и обоснование основной идеи технологии; разработка целевой концепции технологии и выстраивание иерархии образовательных целей; проектирование содержания обучения или воспитания; интеграция содержания, методов и форм обучения или воспитания; конструирование системы средств реализации технологии в образовательном процессе; разработка системы контроля и оценки достижений школьников.
На семинарских занятиях по курсам «Педагогические технологии и основы управления образовательными системами», «Педагогическая психология» широко практиковались проектные задания, ориентированные на становление операционально-деятельностного компонента игровой компетентности будущих учителей:
- Разработайте проект дидактической игры для учащихся 6-7 класса, которую можно провести по внеклассной работе по предмету Вашей специализации:
а) укажите цели игры в соответствии с таксономией Блума
б) обоснуйте игровой замысел, подготовьте игровой материал;
в) продумайте оформление, атрибуты, символику
г) определите место проведения игры;
д) обоснуйте распределение ролей в сюжетно-ролевой игре;
е) составьте вопросы для анализа состоявшейся игры.
- Подберите высказывания известных подросткам ученых, социальных деятелей, выражающие их отношение к игре;
- Разработайте проект дидактической игры для учащихся 5 класса, которую можно провести на уроке по математике (или информатике):
а) укажите цели игры в соответствии с таксономией Блума;б) подготовьте игровой материал, продумайте оформление, атрибуты, символику;
в) обоснуйте распределение ролей в сюжетно-ролевой игре;
г) определите, каким образом подводить итоги игры;
д) подготовьте вопросы для заключительного анализа.
- Подберите художественный текст, который можно использовать для проведения игры по предмету Вашей специализации:
а) обоснуйте выбор данного текста, проектирование сюжета на его основе;
б) напишите алгоритм игровой деятельности;
в) рекомендации по постановке целей;
г) рекомендации по распределению ролей;
д) вопросы для анализа состоявшейся игры.
В процессе изучения экспериментальной и специальной психологии мы стремились сформировать у студентов убеждение в профилактическом и коррекционном потенциале игровых технологий.
При изучении психологических и педагогических дисциплин студенты знакомятся с особенностями подросткового возраста, с технологиями продуктивного взаимодействия с подростками в учебной и внеклассной деятельности, со способами стимулирования и коррекции общения и деятельности, с типичными конфликтами подросткового возраста. Для профилактики девиантного поведения подростков, мы обращаем внимание студентов на высокий уровень их эмоциональной лабильности, нравственной неустойчивости. При изучении педагогической и социальной психологии студенты убеждаются, что доминирующие виды конфликтов изменяются в различных возрастных группах школьников. В подростковом возрасте сохраняется значимость дидактических конфликтов, связанных с неспособностью ученика справиться с учебной нагрузкой; с его эмоциональной нестабильностью, несдержанностью. В этом возрасте учащаются этические и дисциплинарные конфликты, обусловленные развитием критичности, активности, самостоятельности школьников, их стремлением реализовать свой творческий потенциал в личностном общении. Девиации характерны для подростков, стремящихся к самоутверждению, к проявлению инициативы, к повышению своего статуса в классе, к личностному признанию учителем. Обострение конфликтности в подростковых классах связано с тем, что учителя, не принимая во внимание особенности возраста, стремление школьников к взрослости, независимости, неверно интерпретируют их поступки, переносят в средние классы модели общения, сложившиеся с младшими детьми.
Другое о образовании:
Классификации методов психолого-педагогических исследования
Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: · организационные; · эмпирические; · по способу обработки данных; · интерпретационные. К организационны ...
Использование
наглядных средств обучения на уроке «История Украины»
Тема: «Социально-экономическое положение западно-украинских земель во второй половине ХІХ в. Формирование рыночных отношений» (урок 1). Цель урока: - донести о колониальном характере экономической политики; - натуральный характер товарообмена, который сложился во второй половине ХІХв. между западно ...
Развитие личности и положительных качеств ребенка дошкольного
возраста
Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, В.И. Логиновой, Д.Б. Эльконина. Ученые утверждают, что в дошкольном возрасте про ...