Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Страница 6

Индивидуализированные ролевые ситуации использовались для развития и коррекции недостаточно сформированных профессионально-личностных качеств будущих учителей (уверенности, выразительности, эмоциональности, коммуникативности и др.), их адресный подбор позволял нейтрализовать излишнюю авторитарность, самоуверенность студентов.

Сюжетно-ролевые игры, стимулируя гибкость, вариативность, свободу выбора студентами разнообразных ролей, включают студента в многообразные системы отношений, приучают его уверенно и ответственно действовать в альтернативных ситуациях. Среди ролевых игр, применяемых в процессе лабораторно-практических занятий, такие, как «Конфликтная ситуация в ходе урока», «Индивидуальная беседа классного руководителя с родителями школьника», «Моделирование ситуации успеха для школьников разного возраста». В одной и той же ролевой игре в течение семинарского или лабораторно-практического занятия мы стремились изменять исходные параметры, комплекс объективных и субъективных условий. Такой подход развивает у студентов не фрагментарное, а целостное, комплексное, системное восприятие педагогических явлений, предупреждает стереотипность профессионального поведения, развивает его гибкость. При изучении курса «Педагогические технологии …» студенты знакомятся с основными этапами конструирования образовательных технологий: выбор и обоснование основной идеи технологии; разработка целевой концепции технологии и выстраивание иерархии образовательных целей; проектирование содержания обучения или воспитания; интеграция содержания, методов и форм обучения или воспитания; конструирование системы средств реализации технологии в образовательном процессе; разработка системы контроля и оценки достижений школьников.

На семинарских занятиях по курсам «Педагогические технологии и основы управления образовательными системами», «Педагогическая психология» широко практиковались проектные задания, ориентированные на становление операционально-деятельностного компонента игровой компетентности будущих учителей:

- Разработайте проект дидактической игры для учащихся 6-7 класса, которую можно провести по внеклассной работе по предмету Вашей специализации:

а) укажите цели игры в соответствии с таксономией Блума

б) обоснуйте игровой замысел, подготовьте игровой материал;

в) продумайте оформление, атрибуты, символику

г) определите место проведения игры;

д) обоснуйте распределение ролей в сюжетно-ролевой игре;

е) составьте вопросы для анализа состоявшейся игры.

- Подберите высказывания известных подросткам ученых, социальных деятелей, выражающие их отношение к игре;

- Разработайте проект дидактической игры для учащихся 5 класса, которую можно провести на уроке по математике (или информатике):

а) укажите цели игры в соответствии с таксономией Блума;б) подготовьте игровой материал, продумайте оформление, атрибуты, символику;

в) обоснуйте распределение ролей в сюжетно-ролевой игре;

г) определите, каким образом подводить итоги игры;

д) подготовьте вопросы для заключительного анализа.

- Подберите художественный текст, который можно использовать для проведения игры по предмету Вашей специализации:

а) обоснуйте выбор данного текста, проектирование сюжета на его основе;

б) напишите алгоритм игровой деятельности;

в) рекомендации по постановке целей;

г) рекомендации по распределению ролей;

д) вопросы для анализа состоявшейся игры.

В процессе изучения экспериментальной и специальной психологии мы стремились сформировать у студентов убеждение в профилактическом и коррекционном потенциале игровых технологий.

При изучении психологических и педагогических дисциплин студенты знакомятся с особенностями подросткового возраста, с технологиями продуктивного взаимодействия с подростками в учебной и внеклассной деятельности, со способами стимулирования и коррекции общения и деятельности, с типичными конфликтами подросткового возраста. Для профилактики девиантного поведения подростков, мы обращаем внимание студентов на высокий уровень их эмоциональной лабильности, нравственной неустойчивости. При изучении педагогической и социальной психологии студенты убеждаются, что доминирующие виды конфликтов изменяются в различных возрастных группах школьников. В подростковом возрасте сохраняется значимость дидактических конфликтов, связанных с неспособностью ученика справиться с учебной нагрузкой; с его эмоциональной нестабильностью, несдержанностью. В этом возрасте учащаются этические и дисциплинарные конфликты, обусловленные развитием критичности, активности, самостоятельности школьников, их стремлением реализовать свой творческий потенциал в личностном общении. Девиации характерны для подростков, стремящихся к самоутверждению, к проявлению инициативы, к повышению своего статуса в классе, к личностному признанию учителем. Обострение конфликтности в подростковых классах связано с тем, что учителя, не принимая во внимание особенности возраста, стремление школьников к взрослости, независимости, неверно интерпретируют их поступки, переносят в средние классы модели общения, сложившиеся с младшими детьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другое о образовании:

Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении программы индивидуального развития ребенка
В практике школы нередки случаи несовпадения, иногда очень значительного, оценок ребенка учителями и родителя ми. В 5—10 классах процент несовпадений возрастает. Дело заключается отнюдь не в выявлении «виновных» такого взаимного непонимания: ясно, что вина лежит на воспитателях. Серьезность вопроса ...

Методы работы с монологической речью
Учебный монолог на начальном этапе обучения представляет собой простое и очень краткое логически построенное высказывание, содержащее один или несколько речевых образцов. Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, ...

Проведение экспертизы деятельности региональных психологических служб системы образования
Целью является оказание практической помощи руководителям районных, городских органов управления образованием по вопросам проведения экспертизы деятельности региональных психологических служб. Региональная психологическая служба создается в целях обеспечения социальных и психологических условий для ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru