Результаты диагностики студентов контрольных групп подтверждают, что отсутствие целенаправленной работы по подготовке студентов к применению игровых технологий в процессе изучения психологических и педагогических дисциплин затрудняет развитие игровой компетентности будущих учителей.
Достоверность значимости сравнительного анализа определялась с помощью t-критерия Стьюдента. Полученное экспериментальное значение (5,43) превышает соответствующее табличное значение (2,02), свидетельствуя о том, что достижение более высоких уровней развития игровой компетентности у студентов экспериментальной группы обусловлено не случайными факторами, а имеет закономерный характер.
В целом результаты выполненного исследования свидетельствуют о достижении поставленных целей, решении сформулированных задач, получении таких теоретических и экспериментальных данных, которые подтверждают выдвинутую гипотезу.
- На основе анкетирования учителей были определены основные причины сокращения использования игровых технологий в образовательном процессе средней школы: недостаток времени и перегруженность учебных программ; отсутствие или низкое качество предметных методических разработок; трудности в управлении игровой ситуацией; а главное, неготовность учителей к организации игровой деятельности школьников.
- студенты считают себя недостаточно подготовленными к применению игровых технологий (не достает непосредственных наблюдений игры, собственного опыта участия в игре и опыта применения игровых технологий).
- логика проведения опытно-экспериментальной работы предполагала выделение контрольной и экспериментальной групп на первом курсе факультета математики и информатики по результатам констатирующего этапа эксперимента.
- подготовка будущих учителей к организации игровой деятельности школьников в условиях педагогического вуза включала: пропедевтический (1 курс), основной (2-3 курсы), интегрирующий (4-5 курсы) этапы.
- в опытно-экспериментальной работе была реализована система заданий, направленных на: развитие эмоционально-ценностного отношения студентов к игровым технологиям (например, задания, спроектированные на основе литературного материала, исследовательские задания, групповые дискуссии, дебаты); формирование когнитивного компонента игровой компетентности (задания на систематизацию, обобщение, анализ, конкретизацию учебного материала, тестовые задания); развитие операционально-деятельностного компонента игровой компетентности (проигрывание ситуации, ролевые, сюжетно-ролевые, деловые игры, микропреподавание и др.); становление личностного и конативного компонентов игровой компетентности (самодиагностика, взаимодиагностика, анализ фрагментов использования игровых технологий на производственной практике).
- сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы выявил определенную позитивную динамику в развитии игровой компетентности будущих учителей: снизилось количество студентов с низким уровнем развития игровой компетентности, увеличилось число студентов со средним и высоким уровнем. В контрольной группе существенных изменений в уровнях развития игровой компетентности не было выявлено.
Анализ многочисленных социально-педагогических и психолого-педагогических исследований показал, что для современной школы характерно резкое сокращение применения учителями игровых технологий, что приводит к существенным потерям в нравственном, интеллектуальном, эмоционально-волевом развитии ребенка, в его физическом и психическом здоровье. Учителя, работающие в разных типах образовательных учреждений, недостаточно готовы к выбору, адаптации, а тем более к проектированию и грамотному применению на своих уроках различных игровых технологий.
Эффективное внедрение в образовательный процесс игровых технологий мы связываем с целенаправленной подготовкой выпускников в педагогических университетах, с развитием их игровой компетентности. Изучая педагогические, психологические, философские, методические, предметные дисциплины, студенты получают весьма разнообразные, но слабо связанные и недостаточно систематизированные сведения о сущности игровой деятельности, о роли игры в развитии ребенка, об особенностях игры на уроках и во внеучебной деятельности, об отдельных игровых технологиях и технике игры. Разрозненная, фрагментарная, нередко противоречивая информация о различных аспектах и потенциальных возможностях игры, а также отсутствие собственного практического игрового опыта не позволяют говорить об эффективной подготовке студентов к использованию игровых технологий. Необходимо и целесообразно выделить в качестве специальной цели в процессе изучения студентами психологических и педагогических дисциплин подготовку будущих учителей к эффективному применению игровых технологий.
Другое о образовании:
Анализ и оценка авторских методик и систем упражнений по коррекции
дисграфии
Е.Я. Яструбинская предлагает начинать коррекционную работу по устранению дисграфии с трех этапов . 1этап. Обследование будущих школьников на собеседовании. Задача – выявить детей с недостатками в звукопроизношении, несформированностью тех или иных психических функций. Обследование младших школьнико ...
Развитие певческого дыхания на уроках И.Ю. Белобородовой
Учитель музыки Белобородова Ирина Юрьевна при разучивании песен на уроках большое внимание уделяет развитию хорошего певческого дыхания, которое благотворно влияет на хорошее снабжение кислородом «главного дирижера нашего организма» - головного мозга. При таком типе дыхания диафрагма работает напод ...
Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ
Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые использует дошкольный педагог в своей работе. Прежде всего, это комплексные занятия
. Это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Их можн ...