Психолого-педагогические основы игровых технологий

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Психолого-педагогические основы игровых технологий

Страница 6

Рассмотрение игровых технологий с необходимостью требует обращения к смысловому полю игры. Феномен игры чрезвычайно сложен, многообразен, однако определение игры как понятия, включающего субстанциальную, содержательную и функциональную ее сущность отсутствует. Известный голландский ученый Йохан Хейзинга под сущностью игры понимал «действие, протекающее в определенных границах времени, пространства и смысла в очевидном порядке, по добровольно принятым правилам, вне сферы полезности или необходимости…Действие игры приводит к радостности и разрядке».

Понятие «игры» является одним из наиболее емких и неопределенных: Российская педагогическая энциклопедия рассматривает игру и игровую деятельность как синонимичные понятия и определяет игру как «один из видов деятельности, характерных для человека и животных».

В психолого-педагогических определениях игры главным является фиксация ее специфики как особого вида деятельности. Так, Д.Б. Эльконин, рассматривая разные подходы к определению игры и ее ведущие характеристики, отмечает, что в игре воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. И далее: «игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть — ее задачи и нормы отношений между людьми». Д.Н. Узнадзе обращает внимание на игру, как форму психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности. Д.Н. Узнадзе справедливо утверждал, что в качестве содержания игры могут выступать:

собственно игровые действия;

учебные действия (решение задач);

общение (дискуссии, обсуждение вопросов);

трудовые действия (изготовление моделей) и другое.

А.Н. Леонтьев подчеркивает, что игра — свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов"

Вместе с тем, игра, при всей ее специфичности, обладает характеристиками, общими для любой другой деятельности человека: целенаправленность, осознанность, предметность и преобразующая направленность. Для учителя особенно важно то обстоятельство, что в игре «подлинны чувства, желания, замыслы, реальны и вопросы, которые решаются» (С.Л. Рубинштейн). Огромное значение в теоретическом осмыслении игры как деятельности имеет классическая работа Л.С. Выготского “Игра и ее роль в психическом развитии ребенка”. Для образовательного процесса важно, что игра - пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок. В психологических исследованиях (Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон и другие) игра анализируется как самостоятельный вид деятельности. Г.П. Щедровицкий утверждает, что игра-это особое педагогическое творение, хотя творцом ее были не отдельные люди, а общество в целом.

И.С. Кон в игре видит обобщенную модель формирования человека, собирания своего «я», в игре идут процессы «самоопределения, самовыражения, самоутверждения и самореабилитации». Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Игра как особый социокультурный конструкт общества может выполнять определенные социальные заказы.

Для игры как вида человеческой деятельности характерно следующее:

игра — вид непродуктивной и непроизводительной деятельности;

игра способна воссоздать другие виды человеческой деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другое о образовании:

Особенности нравственного развития младших школьников
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладение учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, о ...

Сюжетное рисование в дошкольном возрасте: его особенности и значение
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможно ...

Место географии в профильном обучении
Школьному образованию принадлежит ведущая роль в социализации личности, в формировании её нравственных устоев, взглядов на мир и на ощущение себя в этом мире. Учеба в общеобразовательной школе – это первый и одновременно последний период в жизни человека, когда формирование взглядов происходит под ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru