Психолого-педагогические основы игровых технологий

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Психолого-педагогические основы игровых технологий

Страница 9

При реализации игровых технологий, на наш взгляд, наиболее значимы следующие принципы:

субъектность игрока; учет особенностей аудитории; наглядность; эмоциональность; сочетание индивидуального и группового характера игры; состязательность; проблемность.

Рассмотрим каждый из перечисленных принципов:

- субъектность - этот принцип связан с активным проявлением интеллектуальных, эмоционально-волевых характеристик личности. Предполагает стимулирование инициативности, самостоятельности, автономности, креативности всех участников игры;

учет особенностей студенческой аудитории - связан с необходимостью проведения соответствующих диагностических процедур, предполагает понятность, ясность для игроков целей, правил, содержания, игры;

принцип наглядности - применение различного игрового материала, символики, атрибутики, оформление игрового пространства;

принцип эмоциональности - усиливает познавательную и социальную мотивацию в процессе подготовки, организации, проведения, а также рефлексивного анализа игры;

принцип сочетания индивидуального и группового характера игры отражает ориентацию игры на развитие личностных профессионально значимых характеристик и качеств каждого студента, с одной стороны, и совместный характер игровой деятельности, с другой. Образовательные игровые технологии ориентированы на развитие готовности студентов мыслить и действовать сообща, согласовывать свои ценности, позиции, представления;

-принцип состязательности связан с результативностью игровой деятельности. Соревновательность, стремление достичь высокого игрового результата мобилизуют интеллектуальные и психические возможности студентов, стимулируют их мыслительную деятельность;

принцип проблемности связан с тем, игровая ситуация расширяет пространство решения проблемы, обостряет противоречия, стимулирует поисковую деятельность студентов, обогащает их субъективный опыт разрешения проблемных ситуаций.

Игровые технологии включают целеполагание, проектирование, организацию, коррекцию первоначального замысла, рефлексию. Дидактическая задача при использовании различных игровых технологий реализуется чаще всего через игровую задачу: при этом знания усваиваются ситуационно, без особого интеллектуального напряжения. Взаимоотношения между студентами и преподавателем определяются не учебной, а игровой ситуацией. Игровые технологии значительно расширяют возможности проектирования и разрешения проблемных ситуаций, способствуют созданию атмосферы взаимного доверия, педагогического сотрудничества, целенаправленной коррекции поведения будущего учителя.

Возможности игровых технологий выражены в совокупности их основных функций: диагностическая, обучающая, развивающая, воспитывающая, стимулирующая, коммуникативная, организационная, коррекционной, функция релаксации, социализации и других.

Обучающая функция игры (А.А. Вербицкий, А.А. Тюков и многие другие) заключается в трансляции знаний, методов, способов, средств будущей профессиональной деятельности. Обучающий эффект игры связан также с организацией дискуссии, обсуждения, с рефлексией участниками своих действий. В игре происходит накопление и обогащение субъективного опыта студентов, который также переносится в будущую профессиональную деятельность.

Анализ развивающей функций игры показал, что игра оказывает влияние на развитие таких качеств, как воображение, образное мышление (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов); мотивационно-потребностную сферу личности (Д.Б. Эльконин, и др.); познавательный интерес, художественные способности (Р.И. Жуковская и др.). Воспитывающая функция игры обусловлена возможностью формирования в игровой ситуации разнообразных качеств личности: доброжелательности, толерантности, гуманистической направленности, ответственности и других. Ряд авторов выделяет: компенсаторную функцию (Е.С. Махлах), ориентирующую (С.Ф. Щербак), гносеологическую, психологическую, социологическую и дидактическую. Функции игры взаимосвязаны, составляют единство, что является главным условием эффективного влияния на развитие личности играющего.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другое о образовании:

Понятие эстетического воспитания. Цели и задачи эстетического воспитания старших дошкольников
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. (Б.Т. Лихачев). Дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, ...

Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии
Наряду с традиционными формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики б ...

Описание методик для экспериментальной части исследования
В нашем экспериментальном исследовании мы использовали рисуночные методы (арттерапию), сказкотерапию и игротерапию как реализацию социальным педагогом психотерапевтической функции по оказанию помощи детям младшего школьного возраста. Рассмотрим более подробно эти методы. Тест «Рисунок человека» (К. ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru