Психолого-педагогические основы игровых технологий

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Психолого-педагогические основы игровых технологий

Страница 7

мотив игры заключается не в результатах, а в самом процессе.

Большинству игр присущи такие черты как:

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, характер этой деятельности (наличие «поля творчества»);

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.; (по выражению С.А. Шмакова «эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В зарубежной психологии глубоко и многопланово разработаны методы игровой терапии (А. Фрейд, М. Клейн, Д. Леви, Д. Тафт, Ф. Ален, А. Валлон, И. Лаунер, Р. Пфютце, Е. Христезен и др.). Исследователи дидактических игр большое внимание уделяют изучению психических процессов (Дж. Клэйсон, М. Лэлли, И. Маклеод, Й. Бинт), обращаясь к мотивационному, стимулирующему, развивающему воздействию игры в обучении, показывают, каким образом в игре высвобождаются скрытые возможности личности, происходит развитие способностей, совершенствование системы умений и навыков, компетенции, формирование нового стиля мышления.

В педагогической науке (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Р.И. Жуковская, Т.Е. Конникова, Д.В.Менджерицкая, Л.И. Новикова, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Петрусинский, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, А.В.Запорожец и др.) игра рассматривается как средство изучения и формирования личности. Выдающийся отечественный педагог-философ С.И. Гессен подчеркивает, что, «игра есть именно характерная для детства деятельность, и притом деятельность до крайности неутомимая, почти не знающая перерывов».

О.С. Газман отмечал, что игровая деятельность обеспечивает развитие личности ребенка, выступает важнейшим способом усвоения предметного мира и опыта человеческих отношений. Ученый подчеркивает, что «игра всегда выступает одновременно в двух временных измерениях – настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей ребенка, с другой – всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие – то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые личности ребенка для выполнения им социальных, профессиональных, творческих функций». Развивая это положение, Т.Е. Конникова подчеркивает воспитательное влияние игры, как средства формирования нравственных чувств и привычек.

В игре происходит глубокое осознание окружающего мира, что подтверждает ее связь с потребностями и мотивациями детей. По мнению С.А. Шмакова «игра автономна и ценновечна как долговременная школа реализации практически всех возможностей ребенка и во многом взрослого человека. Игра – это совокупность способов взаимодействия ребенка с окружающей средой, с миром, познание его и нахождение своего места в нем».

К современному понятию игровой технологии близко понятие учебной (обучающей) (дидактической) игры (Л.С. Выготский, Д.К. Эльконин, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Ю.К. Бабанский, Ш.А. Амонашвили), которое рассматривалось как сложное системное образование, допускающее различные способы представления. Учебная игра может выступать как самостоятельная, автономная деятельность, процесс, «вплетающийся» в другую деятельность, как метод стимулирования познавательного интереса (Ю.К. Бабанский); как технология активного обучения (например, деловые игры, игровое проектирование (Н.С. Сытина); как форма воссоздания предметного мира и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики (деловые, ролевые игры); как вид игры, организуемый взрослыми для решения обучающей задачи.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другое о образовании:

Переход в следующий класс и выдача сертификатов в Германии
В начальной школе все ученики автоматически переходят с 1 во 2 класс. Как правило, начиная со 2 класса ученик переходит в следующий класс в соответствии с его успеваемостью, если он справляется с требованиями, он переходит в следующий класс, если нет – повторяет это ещё раз. Решение о том, переводи ...

Программа семейного воспитания детей раннего возраста
Данная программа разработана Министерством образования Республики Беларусь, НИИ образования. Предназначена программа предназначена для родителей. Цель программы – помочь родителям ориентироваться в разнообразных проявлениях своего ребенка, предоставить им необходимую информацию об особенностях его ...

Проблема разработки МПС в психолого–педагогической литературе
Истоки идеи МПС можно найти в трудах Яна Амоса Каменского, который считал изолированное изучение взаимосвязанных явлений главной причиной непрочных знаний учащихся. В « Великой дидактике» он писал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.» И. Песталоцци, И. Герб ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru