мотив игры заключается не в результатах, а в самом процессе.
Большинству игр присущи такие черты как:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, характер этой деятельности (наличие «поля творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.; (по выражению С.А. Шмакова «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В зарубежной психологии глубоко и многопланово разработаны методы игровой терапии (А. Фрейд, М. Клейн, Д. Леви, Д. Тафт, Ф. Ален, А. Валлон, И. Лаунер, Р. Пфютце, Е. Христезен и др.). Исследователи дидактических игр большое внимание уделяют изучению психических процессов (Дж. Клэйсон, М. Лэлли, И. Маклеод, Й. Бинт), обращаясь к мотивационному, стимулирующему, развивающему воздействию игры в обучении, показывают, каким образом в игре высвобождаются скрытые возможности личности, происходит развитие способностей, совершенствование системы умений и навыков, компетенции, формирование нового стиля мышления.
В педагогической науке (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Р.И. Жуковская, Т.Е. Конникова, Д.В.Менджерицкая, Л.И. Новикова, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Петрусинский, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, А.В.Запорожец и др.) игра рассматривается как средство изучения и формирования личности. Выдающийся отечественный педагог-философ С.И. Гессен подчеркивает, что, «игра есть именно характерная для детства деятельность, и притом деятельность до крайности неутомимая, почти не знающая перерывов».
О.С. Газман отмечал, что игровая деятельность обеспечивает развитие личности ребенка, выступает важнейшим способом усвоения предметного мира и опыта человеческих отношений. Ученый подчеркивает, что «игра всегда выступает одновременно в двух временных измерениях – настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей ребенка, с другой – всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие – то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые личности ребенка для выполнения им социальных, профессиональных, творческих функций». Развивая это положение, Т.Е. Конникова подчеркивает воспитательное влияние игры, как средства формирования нравственных чувств и привычек.
В игре происходит глубокое осознание окружающего мира, что подтверждает ее связь с потребностями и мотивациями детей. По мнению С.А. Шмакова «игра автономна и ценновечна как долговременная школа реализации практически всех возможностей ребенка и во многом взрослого человека. Игра – это совокупность способов взаимодействия ребенка с окружающей средой, с миром, познание его и нахождение своего места в нем».
К современному понятию игровой технологии близко понятие учебной (обучающей) (дидактической) игры (Л.С. Выготский, Д.К. Эльконин, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Ю.К. Бабанский, Ш.А. Амонашвили), которое рассматривалось как сложное системное образование, допускающее различные способы представления. Учебная игра может выступать как самостоятельная, автономная деятельность, процесс, «вплетающийся» в другую деятельность, как метод стимулирования познавательного интереса (Ю.К. Бабанский); как технология активного обучения (например, деловые игры, игровое проектирование (Н.С. Сытина); как форма воссоздания предметного мира и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики (деловые, ролевые игры); как вид игры, организуемый взрослыми для решения обучающей задачи.
Другое о образовании:
Развитие способностей у человека
Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Способности ...
Психологические особенности изменения картины мира у наркозависимых лиц
Наркомания сегодня выходит на одно из первых мест среди проблем, серьезно угрожающих физическому, социальному, а главное - духовному здоровью и благополучию нации. Уже не надо никому доказывать, что это явление в России становится не просто проблемой, а настоящим национальным бедствием. Наркомания ...
Психолого-педагогическая характеристика ребенка 3-х летнего возраста
По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, 3-х летний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологического развитие. К трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свой ...