Психолого-педагогические основы игровых технологий

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Психолого-педагогические основы игровых технологий

Страница 7

мотив игры заключается не в результатах, а в самом процессе.

Большинству игр присущи такие черты как:

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, характер этой деятельности (наличие «поля творчества»);

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.; (по выражению С.А. Шмакова «эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В зарубежной психологии глубоко и многопланово разработаны методы игровой терапии (А. Фрейд, М. Клейн, Д. Леви, Д. Тафт, Ф. Ален, А. Валлон, И. Лаунер, Р. Пфютце, Е. Христезен и др.). Исследователи дидактических игр большое внимание уделяют изучению психических процессов (Дж. Клэйсон, М. Лэлли, И. Маклеод, Й. Бинт), обращаясь к мотивационному, стимулирующему, развивающему воздействию игры в обучении, показывают, каким образом в игре высвобождаются скрытые возможности личности, происходит развитие способностей, совершенствование системы умений и навыков, компетенции, формирование нового стиля мышления.

В педагогической науке (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Р.И. Жуковская, Т.Е. Конникова, Д.В.Менджерицкая, Л.И. Новикова, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Петрусинский, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, А.В.Запорожец и др.) игра рассматривается как средство изучения и формирования личности. Выдающийся отечественный педагог-философ С.И. Гессен подчеркивает, что, «игра есть именно характерная для детства деятельность, и притом деятельность до крайности неутомимая, почти не знающая перерывов».

О.С. Газман отмечал, что игровая деятельность обеспечивает развитие личности ребенка, выступает важнейшим способом усвоения предметного мира и опыта человеческих отношений. Ученый подчеркивает, что «игра всегда выступает одновременно в двух временных измерениях – настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей ребенка, с другой – всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие – то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые личности ребенка для выполнения им социальных, профессиональных, творческих функций». Развивая это положение, Т.Е. Конникова подчеркивает воспитательное влияние игры, как средства формирования нравственных чувств и привычек.

В игре происходит глубокое осознание окружающего мира, что подтверждает ее связь с потребностями и мотивациями детей. По мнению С.А. Шмакова «игра автономна и ценновечна как долговременная школа реализации практически всех возможностей ребенка и во многом взрослого человека. Игра – это совокупность способов взаимодействия ребенка с окружающей средой, с миром, познание его и нахождение своего места в нем».

К современному понятию игровой технологии близко понятие учебной (обучающей) (дидактической) игры (Л.С. Выготский, Д.К. Эльконин, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Ю.К. Бабанский, Ш.А. Амонашвили), которое рассматривалось как сложное системное образование, допускающее различные способы представления. Учебная игра может выступать как самостоятельная, автономная деятельность, процесс, «вплетающийся» в другую деятельность, как метод стимулирования познавательного интереса (Ю.К. Бабанский); как технология активного обучения (например, деловые игры, игровое проектирование (Н.С. Сытина); как форма воссоздания предметного мира и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики (деловые, ролевые игры); как вид игры, организуемый взрослыми для решения обучающей задачи.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другое о образовании:

Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду
Методика преподавания основывает свои положения на данные педагогической науки. Однако одна наука педагогика, без практики, не даёт возможности овладеть искусством преподавания – она лишь указывает общие положения. И наоборот, одна практика, без теории педагогики, не дает возможности преподавателю ...

Использование игр при обучении иностранному языку
Применение игры для развития навыков иноязычной речи – еще недостаточно изученная область педагогики. Не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходит для этой цели. Поэтому выбор нужной игры – одна из первых задач преподавателя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом цел ...

Требования к отбору поэтических произведений для детей
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпит ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru