Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Новая педагогика » Межпредметные связи физики и музыки » Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Страница 7

У: Про расстояние вы, верно, заметили, но в целом ответ не верен. Дело в том, что кроме звуковых волн, существуют электромагнитные волны, которые мы будем изучать позднее. Эти электромагнитные волны и передают звук на радио. К чему я упоминаю об этих волнах, скорость их распространения в воздухе 300000 км/с, что в миллион раз больше скорости звука. Поэтому, человек слушающий радио у себя дома, услышит первые звуки концерта раньше на доли секунды.

Теперь познакомимся ещё с одним понятием. Вернёмся к началу урока, когда я вам играл на музыкальном инструменте. Рассмотрим его подробнее. Итак, это скрипка. В сущности это деревянный корпус, на который натянуты струны. Мы знаем, что звук возбуждается за счёт колебания струн, тогда зачем нужен корпус?

Д: Для красоты, а на что иначе натягивать струны.

У: Давайте разберёмся в этом вопросе. Итак, у нас есть две струны. Одна натянута на скрипке, другая растянута на столе. Возбуждаем колебания в струне, натянутой на столе. Вы слышите её звучание?

Д: Нет.

У: А теперь возбуждаем колебания в струне, натянутой на скрипке. Вы слышите её звук?

Д: Да.

У: Почему же такое происходит?

Д: Не знаем.

У: Давайте разберёмся. Что происходит со звуком.

Д: Громкость увеличивается.

У: А почему?

Д: Потому, что выросла амплитуда колебаний.

У: Совершенно верно. А произошло это потому, что совпали частота колебаний струны и частота колебаний воздуха в междековом пространстве. Такое явление называется резонансом.

Резонанс –это явление резкого увеличения амплитуды колебаний при совпадении частоты внешней вынуждающей силы и собственной частоты колебаний тела. Резонанс очень полезен, при помощи резонанса можно сдвигать с места достаточно массивные тела, не затрачивая большой энергии, что часто используется в промышленности. Но также резонанс может приносить вред. Так, например, 2 марта 1907 года утром в день предстоявшего заседания Государственной думы обвалился потолок в главном зале Таврического дворца. Причина – работа небольшого электровентилятора на чердаке, включённого для проветривания зала перед заседанием Думы. Для защиты колебательных систем от нежелательного резонанса используют демпферы, это устройства, которые колеблются с частотой, неравной частоте колебаний системы. Например, рисунок на колёсах автомобиля являются демпфером, т.к. воздух из-за неровности поверхности колеса колеблется с разной частотой. Но иногда, явление резонанса проявляется и при движении автомобиля по дороге, особенно на мокрой дороге или в гололед, когда частота колебаний воздуха совпадает с частотой колебаний льда, в результате чего машина отрывается от поверхности дороги.

4.Подведение итогов.

У: Итак, что мы сегодня узнали на уроке?

Д: Сегодня на уроке мы узнали, что скорость распространения звука зависит от упругости среды, что скорость распространения звука в воздухе равна 300 м/с, а также познакомились с явлением резонанса.

У: А что такое резонанс?

Д: Резонанс – это явление резкого увеличения амплитуды колебаний при совпадении частоты вынуждающей силы и собственной частоты колебаний тела.

У: Правильно. Запишите домашнее задание §25 и ответьте на вопросы в конце параграфа. На этом наш урок окончен.

Вопросы для закрепления материала:

Какова скорость звука в воздухе?

Какова скорость звука в вакууме?

От чего зависит скорость звука в среде?

Что такое резонанс?

Урок № 4. Особенности восприятия звуковых волн человеком.

Цель урока: ученик должен знать, какие частоты воспринимает ухо человека.

Задачи.

Образовательная: раскрыть диапазон частот воспринимаемых человеком.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другое о образовании:

Система образования в Германии
Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно. Германское госу ...

Значение ознакомления дошкольников с животным миром для развития гуманности
Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является объек ...

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте
Проблемой познавательного развития детей интересовались на рубеже начала XX века многие зарубежные ученые: В. Штерн, Д. Болдуин, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Д. Брунер и другие. Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познават ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru