Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Новая педагогика » Межпредметные связи физики и музыки » Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Страница 3

У: Да, но что при этом происходит со струной? (учитель для наглядности дёргает одну струну )

Д: Струна колеблется.

У: Правильно. Но почему мы слышим эти колебания?

Д: Потому что они распространяются в воздухе, и мы их слышим.

У: А если нет воздуха, мы услышим колебания струны?

Д: Да, услышим. Струна всё равно будет колебаться.

У: Давайте проверим вашу гипотезу на эксперименте. Для этого поместим под купол электрический звонок. Вы слышите его звук?

Д: Да, слышим.

У: Теперь мы откачаем воздух из под купола и снова включим звонок. Вы его слышите?

Д: Нет.

У: Я тоже. Но почему?

Д: Не знаем.

У: Давайте это выясним. Итак, мы знаем, что звук распространяется в воздухе, а в безвоздушном пространстве не распространяется. Вспомним, что такое воздух.

Д: Воздух – это смесь газов, которые состоят из молекул.

У: Вернёмся к опыту. Мы возбуждаем колебания струны (снова демонстрируются колебания струны). Колебания струны порождают колебания в воздухе. Согласны?

Д: Да.

У: А почему такое происходит?

Д: Не знаем.

У: Это происходит благодаря силам упругости среды. Колебания струны вызывают смещение молекул воздуха, находящихся вблизи неё. За счёт молекулярных сил, молекулы воздуха отталкиваются друг от друга, смещая соседние молекулы. Таким образом, в воздухе появляются чередующиеся зоны сжатия и разрежения, т.е. возникает продольная волна. Распространяясь в среде, эта волна достигает нашего уха, а точнее барабанной перепонки, которая начинает колебаться, в результате чего мы слышим звук. Теперь вспомним звонок под куполом. Мы откачали воздух из под купола. Почему мы не слышали звонок?

Д: Потому, что под куполом безвоздушное пространство, а значит, нет упругой среды для распространения звука.

У: С учётом этого дадим определение звуку. Звук – это…

Д: …продольная упругая волна, способная вызывать у человека слуховые ощущения.

У: Итак, мы выяснили, что звук это волна. В нашем эксперименте звук появлялся после возбуждения колебаний струны. Теперь рассмотрим ещё один прибор, он называется камертон. Ударим по ветви камертона. Что происходит?

Д: Мы слышим звук.

У: Ветвь камертона при этом колеблется. Отсюда можно сделать следующий вывод: источником звука является …

Д: любое колеблющееся тело.

У: А какие источники звука вам известны?

Д: Музыкальные инструменты, сигнализация, моторы машин, голос.

У: Совершенно верно. Причём человеческий голос, как источник звука очень интересен: он может быть различным, у женщин нежнее, у мужчин грубее. А почему?

Д: Не знаем.

У: Над этим вопросом подумайте дома.

Подведение итогов.

У: А теперь подведём итоги нашего занятия. Что вы сегодня узнали?

Д: Мы узнали, что звук – это упругая продольная волна, способная вызывать у человека слуховые ощущения, источником звука является любое колеблющееся тело, а слышим мы звук благодаря барабанным перепонкам.

У: Наше занятие подходит к концу, запишите домашнее задание § 24 и ответьте на вопросы к параграфу.

Вопросы для закрепления материала:

Что такое звук?

Что является источником звука?

Почему мы слышим звуки?

Урок 2. Характеристики звука.

Цель: ученик должен знать характеристики звуковой волны.

Задачи:

образовательная: раскрыть характеристики звуковой волны.

Воспитательная: эстетическое образование через использование музыкального оформления.

Развивающая: развитие логического мышления при построении причинно-следственных цепочек.

План.

1. Организационный момент. (2 мин)

2.Постановка учебной проблемы. (3 мин)

3.Изучение нового материала. (30 мин)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Системы дистанционного обучения
Что следует понимать под дистанционным обучением Сопоставляя данные статей, можно заключить, что дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, ...

Аспекты готовности ребенка к началу обучения в школе
Разные требования, предъявляемые обучением к психике ребенка, определяют структуру психологической готовности; основными ее аспектами являются умственная и личностная готовность. Умственная (или интеллектуальная) готовность предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, пам ...

Отношение к природе в дошкольном возрасте
Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который прив ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru