Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Новая педагогика » Межпредметные связи физики и музыки » Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Страница 4

4.Подведение итогов. (5 мин)

Ход урока.

1. Организационный момент.

У: Здравствуйте, присаживайтесь. Что мы изучали на предыдущем занятии?

Д: Мы изучали звуковые волны, и выяснили, что звук –это продольная, упругая волна, вызывающая слуховые ощущения .

Постановка учебной проблемы.

У: А что может служить источником звука?

Д: Любое колеблющееся тело.

У: А благодаря чему мы можем слышать звук?

Д: Благодаря нашим барабанным перепонкам.

3.Изучение нового материала.

У: Теперь приступим к изучению нового материала. Звук это колебания, а колебания можно описать при помощи некоторых параметров. Каких?

Д: Период, частота, амплитуда. Период это время, за которое совершается одно полное колебание. Частота это число колебаний, совершённых в единицу времени. Амплитуда это максимальное отклонение колеблющейся точки от положения равновесия.

У: Можем ли мы описывать звук этими параметрами?

Д: Конечно можем, ведь звук это колебания.

У: Совершенно верно. Теперь попытаемся выяснить, от чего зависит частота звука. Для этого вспомним предыдущий урок, в конце которого я задал вам вопрос: почему у мужчин голос грубее, а у женщин нежнее? Вы нашли ответ?

Д: Мы нашли, что голос порождается голосовыми связками.

У: Давайте это выясним. Для этого снова обратимся к музыкальным инструментам. Рассмотрим колебания одной струны (возбуждаются колебания струны на гитаре). Вы запомнили, как она звучит?

Д: Да.

У: Теперь послушайте колебания этой же струны (струна зажимается пальцем). Между этими двумя звуками была разница?

Д: Да, второй звук был выше.

У: Совершенно верно, а почему?

Д: Потому, что вы зажали струну.

У: Т.е. я уменьшил её длину. Изменяя длину источника звука мы меняем и частоту колебаний звука. Причём чем меньше длина источника звука, тем больше частота колебаний, и следовательно звук выше. Теперь вы можете ответить на вопрос о голосовых связках?

Д: Тогда получается, что у мужчин голосовые связки длиннее, чем у женщин.

У: Так оно и есть. У мужчин длина голосовых связок 20-25 мм, у женщин 18-20 мм. Но звуки отличаются не только частотой, послушайте. (играются звуки на различных струнах, сначала на нижних, затем на верхних) Вы заметили разницу между звуками?

Д: Да. Последние звуки, частота которых больше как-то пищат, а первые, частота которых меньше, звучали насыщенно, густо.

У: Совершенно верно. Насыщенность звука, густота его звучания называется тембром звука. Дело в том, что когда извлекается звук, мы слышим не только звук определённой частоты, но звук с множеством гармоник. Гармоники – это звуки, с частотами, кратными частоте основного звука. Так, например если я играю звук ля первой октавы, частота которого 440 Гц, то вы слышите звуки с частотами 440 Гц, 880 Гц, 220 Гц, 1320 Гц и т.д. Количество этих гармоник определяет густоту тембральной окраски. Возникает вопрос: почему струны имеют различную тембральную окраску?

Д: Наверное тембральная окраска зависит от материала, из которого изготовлена струна.

У: Это верное предположение. Посмотрите на струны. Как вы видите, они имеют разную толщину, за счет обмоток. Например, верхние струны без обмотки, а нижние имеют две или три обмотки, которые также совершают колебания, в результате чего и возникают гармоники.

Теперь приступим к изучению ещё одной характеристики звука –амплитуде колебаний. Послушайте музыку, (звучит негромкая мелодия) Прозвучала мелодия, теперь послушайте её снова и найдите разницу между первым и последним исполнением, (та же мелодия исполняется громко)

Д: В первый раз мелодия звучала тише.

У: А почему?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое о образовании:

Понятие о словосочетании и предложении
Основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. В данной работе мы будем придерживаться определения, которое даётся в учебнике Д.Э. Розенталя «Современный русский язык» : «Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5–6 классов
Шестой класс, 11–12 лет, – период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, возникновения познавательных интересов. Рассматривая особенности учебной деятельности и умственное развитие подростка, В.А. Крутецкий отмечает, что в процессе овладения основами наук не только обогащ ...

Полоролевые различия в нравственном развитии
Дети непохожи друг на друга. И наиболее явные различия между детьми связаны с их полом. Известно, что половые различия важны для процесса развития личности. Для мальчиков и девочек существуют различные стили поведения, игры, увлечения и т.д. Замечено, что мальчики более склонны к проявлениям агресс ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru