Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Новая педагогика » Межпредметные связи физики и музыки » Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Страница 4

4.Подведение итогов. (5 мин)

Ход урока.

1. Организационный момент.

У: Здравствуйте, присаживайтесь. Что мы изучали на предыдущем занятии?

Д: Мы изучали звуковые волны, и выяснили, что звук –это продольная, упругая волна, вызывающая слуховые ощущения .

Постановка учебной проблемы.

У: А что может служить источником звука?

Д: Любое колеблющееся тело.

У: А благодаря чему мы можем слышать звук?

Д: Благодаря нашим барабанным перепонкам.

3.Изучение нового материала.

У: Теперь приступим к изучению нового материала. Звук это колебания, а колебания можно описать при помощи некоторых параметров. Каких?

Д: Период, частота, амплитуда. Период это время, за которое совершается одно полное колебание. Частота это число колебаний, совершённых в единицу времени. Амплитуда это максимальное отклонение колеблющейся точки от положения равновесия.

У: Можем ли мы описывать звук этими параметрами?

Д: Конечно можем, ведь звук это колебания.

У: Совершенно верно. Теперь попытаемся выяснить, от чего зависит частота звука. Для этого вспомним предыдущий урок, в конце которого я задал вам вопрос: почему у мужчин голос грубее, а у женщин нежнее? Вы нашли ответ?

Д: Мы нашли, что голос порождается голосовыми связками.

У: Давайте это выясним. Для этого снова обратимся к музыкальным инструментам. Рассмотрим колебания одной струны (возбуждаются колебания струны на гитаре). Вы запомнили, как она звучит?

Д: Да.

У: Теперь послушайте колебания этой же струны (струна зажимается пальцем). Между этими двумя звуками была разница?

Д: Да, второй звук был выше.

У: Совершенно верно, а почему?

Д: Потому, что вы зажали струну.

У: Т.е. я уменьшил её длину. Изменяя длину источника звука мы меняем и частоту колебаний звука. Причём чем меньше длина источника звука, тем больше частота колебаний, и следовательно звук выше. Теперь вы можете ответить на вопрос о голосовых связках?

Д: Тогда получается, что у мужчин голосовые связки длиннее, чем у женщин.

У: Так оно и есть. У мужчин длина голосовых связок 20-25 мм, у женщин 18-20 мм. Но звуки отличаются не только частотой, послушайте. (играются звуки на различных струнах, сначала на нижних, затем на верхних) Вы заметили разницу между звуками?

Д: Да. Последние звуки, частота которых больше как-то пищат, а первые, частота которых меньше, звучали насыщенно, густо.

У: Совершенно верно. Насыщенность звука, густота его звучания называется тембром звука. Дело в том, что когда извлекается звук, мы слышим не только звук определённой частоты, но звук с множеством гармоник. Гармоники – это звуки, с частотами, кратными частоте основного звука. Так, например если я играю звук ля первой октавы, частота которого 440 Гц, то вы слышите звуки с частотами 440 Гц, 880 Гц, 220 Гц, 1320 Гц и т.д. Количество этих гармоник определяет густоту тембральной окраски. Возникает вопрос: почему струны имеют различную тембральную окраску?

Д: Наверное тембральная окраска зависит от материала, из которого изготовлена струна.

У: Это верное предположение. Посмотрите на струны. Как вы видите, они имеют разную толщину, за счет обмоток. Например, верхние струны без обмотки, а нижние имеют две или три обмотки, которые также совершают колебания, в результате чего и возникают гармоники.

Теперь приступим к изучению ещё одной характеристики звука –амплитуде колебаний. Послушайте музыку, (звучит негромкая мелодия) Прозвучала мелодия, теперь послушайте её снова и найдите разницу между первым и последним исполнением, (та же мелодия исполняется громко)

Д: В первый раз мелодия звучала тише.

У: А почему?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое о образовании:

Способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку
Поскольку объектом нашего исследования является процесс совершенствования речевых умений, рассмотрим способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку. Как было отмечено в параграфе 1.2, в процессе обучения устной речи учащиеся овладевают умениями логично и последовательно ...

Развитие способностей у человека
Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Способности ...

Безотметочное обучение в новой модели начальной школы в России
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе её разработки и создания предусматривается переход на безотметочную систему обучения на протяжении всёй начальной школы. Однако у субъектов широкомасштабного эксперимента до сих пор нет чётко ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru