В 1807 г. Томас Юнг опубликовал лекции, прочитанные им в Королевском институте Великобритании. В них он высказывает сожаление по поводу того, что в то время отношение к исследованиям колебаний и звука являлось в высшей степени непонятным и несправедливым. Эти явления связывались исключительно с вопросами музыки, и их изучение принято было считать простым развлечением, хотя «…многие явления, относящиеся к теории звука и колебаний становятся примечательны и занятны, что труд их исследователя будет сторицей вознагражден тем удовлетворением, которое он при этом получит» .
Вхождение в новое тысячелетие характеризуется поисками новых путей развития мировой образовательной системы. Особенно это касается первоначальной ступени–школы. В данной работе рассматривается возможность усовершенствования образовательного процесса через осуществление межпредметных связей физики и музыки. Сама идея использования межпредметных связей в процессе обучения ведет к повышению эффективности усвоения материала, так как при этом решается сразу несколько образовательных задач:
формируется целостность научной картины мира; нельзя преподавать науки в изоляции – это ведет к узкой специализации и слабому развитию кругозора. Осуществление межпредметных связей обеспечивает формирование цельного представления школьников о явлениях природы, делает их знания более глубокими;
ученик обучается переносить знания по другим дисциплинам на данную сферу научного познания;
снижается нагрузка на преподавателя, т.к. он избегает участи заново объяснять материал, который дети усвоили на другой дисциплине. Подтверждением вышесказанному являются статьи Н. К. Крупской «Диалектический подход к изучению различных дисциплин», «Методические заметки».
С музыкой каждый человек знаком с раннего детства и встречается с ней постоянно в повседневной жизни. Многие дети изучают музыкальную грамоту в той или иной степени, придерживаются различных музыкальных течений. Т.е. музыка в любом случае является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Следовательно, этим можно воспользоваться при изучении физики в средней школе.
Музыка и её восприятие, по сути, имеют психофизическую природу и могут быть описаны при помощи физики и физиологии. С точки зрения физики, музыка–это звуковые колебания, описываемые дифференциальными уравнениями. Физиология, в свою очередь, рассматривает восприятие музыки человеком: строение слухового аппарата, процессы, происходящие в организме при восприятии звуковых колебаний, вызываемые звуком ощущения и т.д..
Таким образом, при осуществлении связи физики и музыки происходит гуманизация и гуманитаризация физики. Гуманитаризация проявляется в том, что данная работа учитывает интересы учащихся, т.е. их увлечённость музыкой. Построение уроков вследствие этого исходит от ученика. Гуманизация же проявляется в том, что сама физика колебаний легче воспринимается учениками, требует меньше волевых и умственных усилий. К тому же использование музыкальных инструментов в качестве наглядных пособий возбуждает интерес школьников, а следовательно непроизвольное внимание и память, что в свою очередь повышает качество усвоения изучаемого материала.
В данной работе объектом исследования является процесс осуществления межпредметных связей в средней школе, предметом исследования–преподавание темы «Колебания и волны» в основной школе, через использование средств музыки.
Цель, преследуемая в данной работе: разработать методику преподавания темы «Колебания и волны» в основной школе с осуществлением межпредметных связей физики и музыки.
Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность межпредметных связей и их влияния на эффективность усвоения изучаемого школьного материала.
Рассмотреть физическую природу музыки.
Разработать систему уроков по теме «Колебания и волны».
Апробировать данную систему уроков в школе и проанализировать результаты апробации.
Данная дипломная работа состоит из трёх глав. Первая глава посвящена изучению межпредметных связей, их сущности. Вторая глава посвящена изучению физики колебаний, здесь рассматриваются свободные и вынужденные колебания, уравнения колебаний струны. Третья глава посвящена апробации методики. Методика заключается в том, что при преподавании темы «Колебания и волны» в качестве наглядных пособий и экспериментального оборудования использовались музыкальные инструменты. Кроме этого на каждом уроке осуществлялась межпредметная связь физики и музыки. Результаты дипломной работы докладывались на Катановских чтениях 2002, 2003 г.
Другое о образовании:
Психодиагностика школьной зрелости
Определение психических возможностей ребенка помогает учителю и психологу решать ряд задач, связанных с началом обучения в школе. Во-первых, это задача определения наиболее благоприятного срока поступления ребенка в школу. Во-вторых, это задача проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, о ...
Проблема развития детского изобразительного творчества
«Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества.». Г. Г. Григорьева также говорит о том, что проблема детского творчества в истор ...
Выявление взаимосвязи между уровнем развития общей и мелкой моторики и
уровнем речевого развития
Таблица № 1 Речевое развитие детей 3-х летнего возраста Фамилия Зона развития Уровень развития Баллы 1. Дьячков III - норма средний 5,4 2. Грузинцева III - норма средний 5,4 3. Андреевский V-III - зона средний 5,6 4. Курчинова III - норма средний 5,4 5. Логиновский III - норма средний 5,4 6. Мельни ...