Межпредметные связи физики и музыки

Новая педагогика » Межпредметные связи физики и музыки

В 1807 г. Томас Юнг опубликовал лекции, прочитанные им в Королевском институте Великобритании. В них он высказывает сожаление по поводу того, что в то время отношение к исследованиям колебаний и звука являлось в высшей степени непонятным и несправедливым. Эти явления связывались исключительно с вопросами музыки, и их изучение принято было считать простым развлечением, хотя «…многие явления, относящиеся к теории звука и колебаний становятся примечательны и занятны, что труд их исследователя будет сторицей вознагражден тем удовлетворением, которое он при этом получит» .

Вхождение в новое тысячелетие характеризуется поисками новых путей развития мировой образовательной системы. Особенно это касается первоначальной ступени–школы. В данной работе рассматривается возможность усовершенствования образовательного процесса через осуществление межпредметных связей физики и музыки. Сама идея использования межпредметных связей в процессе обучения ведет к повышению эффективности усвоения материала, так как при этом решается сразу несколько образовательных задач:

формируется целостность научной картины мира; нельзя преподавать науки в изоляции – это ведет к узкой специализации и слабому развитию кругозора. Осуществление межпредметных связей обеспечивает формирование цельного представления школьников о явлениях природы, делает их знания более глубокими;

ученик обучается переносить знания по другим дисциплинам на данную сферу научного познания;

снижается нагрузка на преподавателя, т.к. он избегает участи заново объяснять материал, который дети усвоили на другой дисциплине. Подтверждением вышесказанному являются статьи Н. К. Крупской «Диалектический подход к изучению различных дисциплин», «Методические заметки».

С музыкой каждый человек знаком с раннего детства и встречается с ней постоянно в повседневной жизни. Многие дети изучают музыкальную грамоту в той или иной степени, придерживаются различных музыкальных течений. Т.е. музыка в любом случае является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Следовательно, этим можно воспользоваться при изучении физики в средней школе.

Музыка и её восприятие, по сути, имеют психофизическую природу и могут быть описаны при помощи физики и физиологии. С точки зрения физики, музыка–это звуковые колебания, описываемые дифференциальными уравнениями. Физиология, в свою очередь, рассматривает восприятие музыки человеком: строение слухового аппарата, процессы, происходящие в организме при восприятии звуковых колебаний, вызываемые звуком ощущения и т.д..

Таким образом, при осуществлении связи физики и музыки происходит гуманизация и гуманитаризация физики. Гуманитаризация проявляется в том, что данная работа учитывает интересы учащихся, т.е. их увлечённость музыкой. Построение уроков вследствие этого исходит от ученика. Гуманизация же проявляется в том, что сама физика колебаний легче воспринимается учениками, требует меньше волевых и умственных усилий. К тому же использование музыкальных инструментов в качестве наглядных пособий возбуждает интерес школьников, а следовательно непроизвольное внимание и память, что в свою очередь повышает качество усвоения изучаемого материала.

В данной работе объектом исследования является процесс осуществления межпредметных связей в средней школе, предметом исследования–преподавание темы «Колебания и волны» в основной школе, через использование средств музыки.

Цель, преследуемая в данной работе: разработать методику преподавания темы «Колебания и волны» в основной школе с осуществлением межпредметных связей физики и музыки.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

Рассмотреть сущность межпредметных связей и их влияния на эффективность усвоения изучаемого школьного материала.

Рассмотреть физическую природу музыки.

Разработать систему уроков по теме «Колебания и волны».

Апробировать данную систему уроков в школе и проанализировать результаты апробации.

Данная дипломная работа состоит из трёх глав. Первая глава посвящена изучению межпредметных связей, их сущности. Вторая глава посвящена изучению физики колебаний, здесь рассматриваются свободные и вынужденные колебания, уравнения колебаний струны. Третья глава посвящена апробации методики. Методика заключается в том, что при преподавании темы «Колебания и волны» в качестве наглядных пособий и экспериментального оборудования использовались музыкальные инструменты. Кроме этого на каждом уроке осуществлялась межпредметная связь физики и музыки. Результаты дипломной работы докладывались на Катановских чтениях 2002, 2003 г.

Другое о образовании:

Образование в Австрии
Начиная с 1945 Вена частично восстановила свое прежнее значение центра культуры и образования. Здесь расположен крупнейший в Австрии университет (73 тыс. студентов в 1993); имеются университеты в Граце, Инсбруке, Клагенфурте и Зальцбурге и др. Построенные по немецкому образцу, эти университеты не д ...

Индивидуальная работа с родителями
Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продуманно построено учителем, как правило, результативно. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с учителем, родители откровеннее р ...

Педагогическая организация восприятия искусства школьниками
Взаимодействие ребенка и любого вида искусства прежде всего начинается с восприятия. Произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание им ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru