Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ

Новая педагогика » Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ

Страница 6

Невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми, даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.

Сообразно с этим, повышение качества образования, являясь приоритетным направлением в условиях модернизации образовательного процесса в школе, предполагает приобретение профессиональной компетентности, составляющим компонентом которой является и компетентность в невербальном общении (невербальная компетентность).

Во второй главе «Педагогические условия развития умений декодирования невербальной информации средствами вариативных форм обучения» дается анализ методов обучения декодированию невербальной информации в современной педагогической практике; раскрываются основные предпосылки развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ.

О необходимости специального обучения декодированию невербальной информации говорил еще А.С. Макаренко, отмечая, что «актуальной является проблема наибольшего развития способности распознавать психические состояния воспитуемых посредством визуального наблюдения», «нужно уметь читать на человеческом лице…, и это чтение может быть описано в специальном курсе»

Современные исследователи также отмечают необходимость специально организованного обучения умениям декодирования невербальной информации (Н.М. Гаджиева, Ю.Н. Емельянов, Н.В. Кислинская, В.В. Кочетков, В.А. Кузнецова, В.А. Лабунская, Н.Н. Никитина и др.). Так, Ю.Н. Емельянов отмечает, что «обучение кодированию и декодированию невербальных сообщений составляет одну из основных методических задач»

Однако обучение декодированию невербальной информации представляет определенную трудность. В этой связи встает проблема отбора и использования таких методов, технологий и форм, которые бы повысили качество процессов обучения, сделали бы их более производительными, действенными и плодотворными. Для решения этой задачи необходимо отобрать, объединить и интегрировать в одну взаимосвязанную систему существующие методы эффективного обучения, разработать модель реализации компетентностного подхода.

В своем анализе методов обучения декодированию невербальной информации мы исходили из общих условий, которые определяют выбор метода обучения: закономерности и принципы обучения; содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности; цели и задачи обучения; учебные возможности обучающихся и др.

На наш взгляд, при выборе метода обучения декодированию невербальной информации необходимо учитывать и то, что в разрезе проводимого нами исследования, мы говорим об организации обучения с взрослым человеком. С учетом особенностей развития взрослого (закономерности протекания когнитивных процессов, динамика эмоционально – потребностной сферы) при выборе наиболее эффективной обучающей технологии мы должны учитывать и андрогогической аспект.

Для исследования по этому направлению обучения декодированию невербальной информации учителей, мы использовали сравнительную характеристику двух моделей обучения – педагогической и андрагогической, - которая приведена в работах зарубежных и отечественных специалистов (П.А. Бавиной, Т.Г. Браже, С.Л. Братченко, С.Г. Вершловского, С.И. Змеева, А.П. Панфиловой, М.Ш. Ноулза, Дж. Равенна и др.). На основе андрагогической модели обучения возможно выделение принципов обучения взрослых ( самостоятельности; кооперативности; рефлексивности; инновационности; элективности; опоры на опыт; индивидуализации обучения; контекстности обучения; актуализации результатов обучения; развития образовательных потребностей).

Данный перечень характеристик мы использовали как «систему координат» при подборе дидактической технологии развития умений декодировании невербальной информации.

Исходя из вышеперечисленных позиций (особенности декодирования невербальной информации, андрогогические составляющие и т.д.), одним из эффективных путей решения задачи обучения декодированию невербальной информации является внедрение методов активного обучения. Практика российской и зарубежной педагогики располагает широким спектром методов обучения, обеспечивающий интерактивный режим личностного взаимодействия обучающихся. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, А.А. Вербицкого, С.Р. Гидрович, В.М. Ефимова, Р.Ф. Жукова, В.Ф. Комарова, В.И. Рабальского, А.М. Смолкина, И.М. Сыроежина, Т.П. Тимофеевского, Б.Н. Христенко и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое о образовании:

Сущность и структура учебно-познавательной деятельности
Развитие человека происходит в деятельности, и закономерность этого процесса такова, что чем более активна деятельность человека, тем интенсивнее протекает его развитие. Активное формирование личности в младшем школьном возрасте осуществляется в процессе ведущего вида деятельности – учения. Результ ...

Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
В данном параграфе будут рассмотрены вопросы возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости у дошкольников. Для этого нам необходимо дать характеристику игры; показать, чем игра отличается от других видов деятельности; выяснить причины, позволяющие нам судить об сюжетно-ролевой игре ка ...

Понятия «монологического высказывания» как средства общения
Прежде чем перейти к рассмотрению способов совершенствования речевых умений, нам представляется логичным рассмотреть понятие монологического высказывания. Как указывает Е.И.Пассов, монологическая речь представляет собой одну из форм общения, которая реализуется не только в устной, но и в письменной ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru