Глобальные изменения, потрясшие Россию и весь мир за прошедшие десятилетия, соответствующим образом сказались и на образовательной политике. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода страны к системе рыночной экономики, а также необходимостью стать конкурентоспособной на мировой политической и экономической арене. Отечественная система образования является важным фактором сохранения стабильности внутри самой России, ее места среди ряда ведущих стран мира. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, главной целью российской образовательной политики становится «обеспечение современного качества образования». Такая цель достигается путем повышения профессионального уровня педагогов, приобретением необходимого уровня ключевых, базовых, специальных компетентностей, совокупность которых составляет профессиональную компетентность педагога. Немаловажной составляющей профессиональной компетентности педагога выступает так называемая «невербальная компетентность», проявляющаяся в осведомленности педагога о способах декодирования невербальной информации, развитием необходимого уровня способности к адекватному пониманию невербального поведения участников образовательного процесса в школе.
Кроме того, как отмечают исследователи, современные тенденции развития образовательной системы в условиях модернизации предполагают внедрение инфокоммуникационных технологий в образовательный процесс, стимулируют появление виртуального обучения, виртуальных школ, виртуальных учителей, виртуальных учеников. В научной литературе широко обсуждается вопрос психологической комфортности пребывания в таких виртуальных школах, классах в роли виртуального учителя или ученика. Сегодня мировое сообщество уже извлекает уроки из общения со средствами массовой коммуникации, прогнозирует последствия влияния на школу новых технологий, рассматривает разные модели применения компьютеров в обучении: «компьютер как наставник», «компьютер как ученик» и т.д. Актуальность исследования проблемы развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ продиктовано в том числе опасностью замены «живого», человеческого общения на виртуальное. По данным ряда авторов (Г.В. Колшанский, В.А. Лабунская и др.) большую часть информации человек получает при помощи невербальных средств, которые являются важнейшим источником информации о внутреннем мире человека, раскрывающем неосознаваемые, неконтролируемые его стороны. Невербальные средства помогают идентифицировать личность партнера по общению, формируют его образ, поддерживают оптимальный уровень психологической близости между общающимися. Таким образом, невербальные проявления выразительного поведения человека являются источником дополнительной (а иногда и основной) информации о партнере по общению, что невозможно в условиях виртуальных коммуникаций. Адекватное декодирование невербальной информации, поступающей от учащихся, позволяет более гибко реагировать на изменение ситуации общения, понять истинные их цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации. Эти качества становятся незаменимыми для педагогов. Таким образом, современный педагог для обеспечения качества обучения должен иметь достаточно развитые умения декодирования невербальной информации, поступающей от учеников.
Наукой накоплена определенная система знаний, необходимых для частичного решения исследуемой нами проблемы.
Общие проблемы невербального общения раскрыты в работах М.С. Андрианова, И.Н. Горелова, Н.В. Казариновой, Г.В. Колшанского, Ю.С. Крижанской, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, Б.Д. Парыгина, В.М. Погольши, Е.В. Руденского, В.П. Третьякова, Н.И. Шевандрина и др.
Изучением декодирования полученной невербальной информации занимались Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, В.А. Барабанщиков и Т.Н. Малкова, Г.В. Гриненко, Е.А. Ермолаева, В.А. Лабунская, В.П. Морозов, Г.В. Парамей, О.О. Пугачевский, Е.И. Фейгенберг и др.
Изучением этнопсихологических и этнопедагогических аспектов невербальных средств общения занимались как отечественные (Г.А. Антипов, А.А. Акишина, Т.Е. Акишина, С.И. Аленникова, И.А. Арабов, А.К. Байбурин и А.Л. Топорков, Б.Х. Бгажнаков, О.А. Донских, В.В. Кочетков, В.К. Кочисов, В.В. Мироненко, И.Ю. Марковин, Т. Нийт, А.Г. Оконешникова, Ю.В. Павличенко, Н.И. Смирнова, С.Г. Тер – Минасова, Б.А. Тахохов, В.П. Трусов и др.), так и зарубежные ученые (К. Ситарам, Р. Когделл, Э. Холл, П. Экман и др.)
Другое о образовании:
Отношение к природе в дошкольном возрасте
Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который прив ...
Единство образования и самообразования
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах: 1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни ...
Младший школьник как субъект учебной деятельности
Проектируя образование, т. е. предопределяя, выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности — самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подл ...