Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ

Новая педагогика » Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ

Страница 5

Изучение особенностей развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ позволяет уточнить и существенно дополнить следующие педагогические условия: готовность педагога к развитию умений декодирования невербальной информации; обеспечение субъект-субъектных отношений в процессе обучения; осмысление технологической стороны процесса развития умений декодирования у учителей общеобразовательных школ.

Функционирование целостного процесса развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ тесно связано с определением содержания, критериев и уровней этого процесса; разработкой межпредметных культурологических модулей, раскрывающих дидактические требования, необходимые для развития невербальной компетентности.

Апробация работы и внедрение результатов. Основные выводы и положения диссертационного исследования апробировались на научно-практических конференциях различного уровня: Четвертой международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики «Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы» (Санкт – Петербург, 2004); Пятой Всероссийской научно – практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» (Краснодар, 1999); Четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты» (Липецк, 2004); Всероссийской научной интернет – конференции «Значение прикладной психологии в новейшей истории России» (Ставрополь, 2005); на региональных конференциях «Университетская наука – региону» (Ставрополь, 2004; 2005) и «Личность: культура и образование» (Ставрополь, 2005).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Диссертационное исследование изложено на 191 страницах. Список литературы включает 165 источника, в том числе 155 – отечественных авторов, 10- зарубежных.

Во введении обосновывается актуальность темы и значимость исследуемой проблемы, указаны объект, предмет, гипотеза, формулируются цель и задачи, методы и методологическая база исследования, характеризуются этапы работы, излагаются положения, выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования.

В первой главе «Теоретические основы развития умений декодирования невербальной информации как важной составной части педагогической компетентности» рассмотрен понятийный аппарат исследования; выявлены основные направления модернизации общего образования; компетентностный подход рассмотрен как направление модернизации российского образования; умения декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ представлены как важная составная часть педагогической компетентности; рассмотрены и теоретически обоснованы дидактические возможности невербальных средств педагогического общения.

Вопрос профессиональной компетенции был актуален для всех исторических эпох. Профессиональная компетенция является предметом пристального внимания и современных исследователей (В.А. Адольф, Г.И. Аксенова, Т.Д. Адронова, В.В. Буткевич, Ю.Ц. Варданян, В.Г. Воронцова, Г.Д. Воронцов, В.В. Грачева, Л.С. Подымова, Н.Ф. Радионовой, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицыной, Г.М. Храмова и др)

Исследователи данной проблемы подчеркивают определенную целостность этого понятия, отмечают, что компетентность превращается в ключевой ресурс, благодаря которому человек может развивать свое конкурентное преимущество, сделать его более устойчивым, что особенно важно в современной российской реалии (Н.А. Войнова, А.В. Войнов, В.А.Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.). Именно поэтому в условиях модернизации образовательного процесса повышение качества образования тесным образом связано с понятием «компетентности» педагога. Составной частью педагогической компетентности, на наш взгляд, выступает и так называемая «невербальная компетентность» педагога – интегральная характеристика, определяющая способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний о психосемантике невербальных средств общения и способах кодирования невербальной информации (под «невербальной информацией» мы понимаем круг явлений, относящихся, прежде всего, к сфере выразительного поведения человека.); умений и навыков адекватной интерпретации (декодирования) невербальных феноменов во всем их многообразии (с точки зрения коммуникации, интеракции, перцепции). Средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. По невербальному каналу информация транслируется в самых разнообразных формах, которые всегда многозначны. Общепринято классифицировать невербальные средства коммуникации по сенсорным каналам: оптическому; акустическому; тактильному; ольфакторному.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое о образовании:

Работа по коррекции дыхания
Дыхательные упражнения: Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрыз ...

Особенности нравственного развития младших школьников
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладение учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, о ...

Типы и виды образования
Современный и будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен следующими качествами: - думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); - обладать творческим мышлением; - обладать богатым словарным запасом, основанным на ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru