Экспериментальное исследование сформированности этических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Пути формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста » Экспериментальное исследование сформированности этических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог, прежде чем организовывать какую-либо работу по формированию этических представлений должен выяснить, что сами дети знают об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «дружба», «честность», «справедливость», осознают ли проявления жестокости, лживости, себялюбия.

Экспериментальное исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определялась база эксперимента. На втором этапе осуществлялся отбор методов исследования, и определялись контрольная и экспериментальная группы испытуемых. Необходимо было определить уровень сформированности этических представлений у детей. На третьем этапе - осуществлялась обработка результатов исследования.

Нами были определены следующие задачи констатирующего эксперимента:

1. Выявить наличие определенных условий и состояние работы педагога в группе по формированию этических представлений у дошкольников данной группы.

2. Выявить уровень осведомленности родителей о наличии этических представлений у ребенка, а так же использование средств формирования этических представлений.

3. Изучить сформированность этических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач и для разработки экспериментальной методики на констатирующем этапе исследования нами была проведена работа по изучению условий и состояния работы педагога в группе

по взятой нами проблеме. С этой целью этого были проанализированы календарные планы учебно-воспитательной работы в группе «Фантазеры», методическое обеспечение дошкольного учреждения по теме нравственного воспитания дошкольников, а так же организовано анкетирование педагогов.

В ходе проведения анализа было выявлено следующее: специальных занятий или этических бесед по формированию у детей этических представлений за период с апреля по сентябрь не запланировано. Планируются сюжетно-ролевые игры с целью формирования положительных взаимоотношений в группе между детьми («Семья», «Больница скорой помощи», «В автобусе», «Парикмахерская», «Путешествие», «Детский сад» и др.). Дидактических, настольно-печатных и развивающих игр, целью которых бы явилось формирование этических представлений не запланировано. Следует отметить, что при планировании воспитательно-образовательного процесса в группе, педагоги уделяют большое внимание чтению художественной литературы, в работе с детьми используются русские и белорусские народные сказки, сказки других народов, произведения А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, Н. Носова, В. Бианки, Я. Брыля и другие. В разделе общения было запланировано несколько бесед на темы: «Как вести себя на улице», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Уважение к старшим». Из беседы с педагогами группы было выяснено, что они стараются формировать этические представления в повседневной жизни, используя педагогические ситуации, внезапно возникшие проблемные ситуации между детьми, в ходе чтения художественных произведений и рассматривания разнообразных картинок, репродукций картин. Так же педагогам группы были предложены анкеты.

Методика № 1. Анкета для педагогов (авторская).

Цель:предназначена для качественного анализа осуществляемого педагогом процесса этического воспитания в группе.

Оборудование:

опросный лист, ручка.

Ход исследования:

анкета с перечнем вопросов раздается педагогам. В анкете ставятся вопросы, для ответа на которые нужно выбрать вариант ответа из предложенных вариантов, или написать свой.

Интерпретация данных:

проводится количественным и качественным анализом.

В анкетировании приняло участие 2 педагога, осуществляющие воспитательно-образовательный процесс в группе «Фантазеры». Заполненные педагогами анкеты были проанализированы. В ходе анализа было выявлено следующее: воспитатели понимают значимость формирования у детей этических представлений, по утверждению педагогов в своей работе по этическому воспитанию они используют этические беседы, художественную литературу, педагогические ситуации, жизненные ситуации, т.е. обучение этическим нормам происходит в повседневной жизни дошкольников. Так же педагоги указали, что привлекают родителей к работе по формированию у детей этических представлений, а у детей группы сформированы этические представления. Так же на этом этапе было проанализировано методическое обеспечение группы и методического кабинета необходимой литературой, наглядным материалом. В результате было выявлено, что в группе недостаточно методических пособий для формирования этических представлений у детей: нет дидактического материала, имеются только две книги по нравственному воспитанию: Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» и «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под ред. Виноградовой Д.А. В методическом кабинете литературы оказалось около 10 источников по проблеме нравственного воспитания, но нет наработок, передового педагогического опыта по формированию этических представлений у детей дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Понятие профильного обучения, компоненты профильного обучения
Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы, более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школ ...

Классификация аутентичных текстов
В работах методистов мы встречаем разные классификации аутентичности. Кричевская К.С. дает определение аутентичных подлинным литературным, фольклорным, изобразительным, музыкальным произведениям, предметам реальной действительности, таким, как одежда, мебель, посуда и их иллюстративным изображениям ...

Интеграция предметов в современной школе как психолого-педагогическое явление
Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru